Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Коренева А.С.,
судей Ильиной О.В.,
Кайгородовой Е.В.
при секретаре судебного заседания Каломасовой Л.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забирова Ш.Ю. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в списках нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по апелляционной жалобе ответчика на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 30.05.2016.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., объяснения представителя истца Закутнева А.С., судебная коллегия
установила:
Забиров Ш.Ю. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в период которой 01.05.1997 был поставлен на учет нуждающихся в получении жилья. Приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 22.01.2002 N он был уволен с военной службы, 15.02.2002 исключен из списков личного состава войсковой части, выслуга лет в календарном исчислении составила более 20 лет. Однако на момент увольнения Забирову Ш.Ю. жилое помещение на условиях социального найма не было предоставлено, а 31.05.2002 он был снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения, поскольку был обеспечен служебной квартирой на территории закрытого военного городка. Считая, что оснований для снятия его с учета нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания не имелось, истец просил восстановить его в списках нуждающихся в жилом помещении после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 30.05.2016 исковые требования Забирова Ш.Ю. удовлетворены, на Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") возложена обязанность восстановить истца в списках военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, с 01.05.1997 и его поставить на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Не согласившись с решением, ответчик подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что 01.05.1997 Забиров Ш.Ю. не мог быть признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, поскольку военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров воинских частей включались органами местного самоуправления выбранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. Для этого военнослужащие подавали рапорт по команде не более чем за три года до увольнения с военной службы с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получения жилых помещений или улучшения жилищных условий. Вместе с тем истцом не представлено доказательств обращения с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении и с просьбой о постановке его на учет в установленном законом порядке с приложением необходимых документов. Доказательств принятия решения о признании истца нуждающимся в получении жилья и постановки на такой учет в 1997 году или в 2002 году также не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Истец и представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно установилвсе обстоятельства, имеющие значение для дела, верно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Забиров Ш.Ю. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, 22.01.2002 уволен с военной службы с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, 15.02.2002 исключен из списков личного состава части всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат в ... Общая продолжительность военной службы ... Забирова Ш.Ю. составляет в календарном исчислении более 20 лет.
В настоящее время истец с семьей занимает служебное жилое помещение, предоставленное ему уже после увольнения с военной службы на основании ордера N от 31.05.2002, выданного КЭЧ Чебаркульского района ПУрВО военного округа Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи из четырех человек: Забирова Ш.Ю., З.Ф.А. (жена), З.Э.Ш. (дочь), К.Ф.Н. (мать), в виде трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ...
По данным учета военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, которые подтверждаются соответствующей выпиской из программы "Учет", Забиров Ш.Ю. с 1997 года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, 31.05.2002 снят с указанного учета в связи с получением служебного жилого помещения.
Согласно ответу Военной прокуратуры Центрального военного округа от 31.10.2014, протоколы заседаний жилищных комиссий и списки кандидатов на получение ГЖС из ФГКЭУ "Чебаркульская КЭЧ района" ответчику не передавались, ФГКЭУ "Чебаркульская КЭЧ района" сохранность документов при передаче их в ФГКУ "Центррегионжилье" не обеспечила.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что Забиров Ш.Ю. на момент исключения из списков личного состава воинской части был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет, 31.05.2002 не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, поэтому оснований для снятия его с учета для получения жилья не имелось. И поскольку в настоящее время военнослужащие подлежат обеспечению жильем федеральным органом исполнительной власти в лице уполномоченных органов, в данном случае ответчиком, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных к ФГКУ "Центррегионжилье".
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции на период увольнения истца с военной службы (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
На момент увольнения истца с военной службы действовали Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N, а также ведомственные нормативные правовые акты, в частности Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N.
Так, из п. 14 вышеназванных Правил следует, что на основе рапорта военнослужащего и представленных в соответствии с п. 13 Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по предоставлению достоверных сведений органам местного самоуправления законодательством возложена на должностных лиц воинской части и военного комиссариата. Органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие с указанными лицами при разрешении вопроса о предоставлении военнослужащему, уволенному в соответствии с законом, жилого помещения. Несоблюдение государственными органами и должностными лицами установленного порядка учета нуждающихся в предоставлении жилья граждан, уволенных с военной службы, не может повлечь негативные последствия для указанных граждан и нарушения их права на жилье, гарантированного законом.
С учетом указанных обстоятельств, поскольку вопрос о реализации права истца на получение жилого помещения по избранному месту жительства в установленном порядке до настоящего времени не решен, жилым помещением истец и члены его семьи на праве собственности либо по договору социального найма не обеспечены, у суда имелись правовые основания для возложения на ответчика обязанности восстановить истца в списках военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, с 01.05.1997 и поставить его на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, поскольку при увольнении с военной службы Забиров Ш.Ю. совершил все действия, необходимые для постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях, в 1997 году был поставлен на соответствующий учет, имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет и уволен с военной службы по достижению предельного возраста, при этом до настоящего времени жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен.
Апелляционная жалоба ответчика не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 30.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: А.С. Коренев
Судьи: О.В. Ильина
Е.В. Кайгородова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.