Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Петровой Н.А.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Петухова В.П. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, кратном исчислении для назначения досрочной пенсии по старости периода работы, назначении пенсии, по апелляционной жалобе Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области (далее - УПФ) на решение Вольского районного суда Саратовской области от 19 июля 2016 года, которым вышеуказанные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Петухов В.П. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что ответчик своим решением от 02.06.2016 г. N 416 отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение данной пенсии. В специальный стаж его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком период его работы в Республике Афганистан с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года в должности мастера по строительству линейных сооружений связи и монтажных работ в строительно-монтажном управлении по "данные изъяты"" был засчитан в календарном исчислении. Считал незаконным отказ в назначении пенсии. Просил признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать зачесть в специальный стаж указанный выше период работы из расчета 1 год работы за 1,5 года, назначить пенсию со дня обращения за ней.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФ просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
На доводы апелляционной жалобы Петуховым В.П. принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Петухова В.П. - адвокат Мищенко А.Н. полагал решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
В пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N2 от 1991 г.).;
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N2 от 1956 г.).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Петухов В.П., "дата" года рождения, 21.04.2016 г. обратился с заявлением в УПФ о назначении досрочной пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях. Решением УПФ N 416 от 02.06.2016 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы. Ответчик учел страховой стаж работы истца в размере 37 лет 06 месяцев 19 дней, и посчитал, что он имеет специальный стаж - 05 лет 19 дней. Период работы истца в Республике Афганистан с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года в должности мастера по строительству линейных сооружений связи и монтажных работ в строительно-монтажном управлении по "данные изъяты"" был засчитан ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении.
Спора о льготном характере работ, наименовании должности, виде производства, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, между истцом и ответчиком не имеется.
Истец в период с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года работал (был командирован) в войсковой части (полевая почта 06462) на территории Республики Афганистан с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года в должности мастера по строительству линейных сооружений связи и монтажных работ.
Согласно акту документальной проверки сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение Петухову В.П., N 448 от 20 августа 2015 года приказом N 28-ок от 14 марта 1984 года по Строительно-монтажному управлению по "данные изъяты"" истец был командирован на объект А-100 с 12 марта 1984 года сроком на один год.
Удовлетворяя исковые требования истца, районный суд исходил из того, что в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 30 ноября 1988 года N 2383р с 01 января 1980 года рабочим и служащим воинских частей, учреждений, предприятий, и организаций советских войск, временно находящихся в Республике Афганистан, возвратившимся в СССР после истечения установленного срока работы в Республике Афганистан трудовой стаж исчисляется из расчета 1,5 года за 1 год работы в этой стране.
Пунктом 3 постановления Совета Министров СССР от 04 сентября 1990 года N 892 установлено, что время работы рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Республику Афганистан, в период с 01 декабря 1979 года по декабрь 1989 года засчитывается в стаж, дающий право на пенсию в порядке, предусмотренном распоряжением Совета Министров СССР от 30 ноября 1988 года N 2383р.
В силу ст. 12 Закона СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" к ведению Совета Министров СССР помимо предусмотренных в Законе относились также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельным категориям граждан, с соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 133 Конституции СССР от 07 октября 1977 года предусматривала, что постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.
Таким образом, Совет Министров СССР являлся полномочным органом в установлении льготного исчисления трудового стажа, принятые им нормативные акты подлежат применению, независимо от того, что данные изменения не были внесены в закон.
Сведений о приостановлении указанных актов Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР не имеется, поэтому согласно статье 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" они действуют на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что время работы истца на территории Республики Афганистан подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в льготном исчислении, то есть 1,5 года за 1 год работы в этой стране.
Судебная коллегия считает ошибочными данные выводы суда.
В п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В силу ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В период работы истца в Республике Афганистан с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" (фактически утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15.05.1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР").
В ст. 8 указанного закона было установлено, что право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Из положений п. "б" ст. 9 данного закона следует, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
В действовавшем в спорный период времени Кодексе законов о труде Российской Федерации указывалось на понятия "непрерывный трудовой стаж" (ст. 40.3), "трудовой стаж" (ст. 49), в ст.167 указано об общем и непрерывном трудовом стаже, а также о стаже работы по специальности.
Из приведенных выше положений следует, что законодательство в спорный период времени различало понятия общий трудовой стаж или специальный трудовой стаж (например - стаж на работах с тяжелыми условиями труда).
Между тем в распоряжении Совета Министров СССР от 30 ноября 1988 года N 2383р с 01 января 1980 года указано на исчисление трудового стажа и нет указания на специальный трудовой стаж.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований истца.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 19 июля 2016 года отменить.
Принять новое решение, которым отказать Петухову В.П. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, кратном исчислении для назначения досрочной пенсии по старости периода работы, назначении пенсии.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.