Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Латушкиной Е.В.
судей Рыжониной Т.Н., Слепцовой Е.В.
при секретаре Назаренко О.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Шипунова В.В.
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 17 июня 2016 года
по иску Шипунова В.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней А., к Федеральному государственному казенному учреждению "2 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области" об обязании восстановить в списке граждан на получение жилого помещения, выдать жилищный сертификат, подтверждающий право на социальную выплату,
УСТАНОВИЛА:
Шипунов В.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "2 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области" об обязании восстановить в списке граждан на получение жилого помещения, выдать жилищный сертификат.
Требования мотивировал тем, что с 1 июня 1995 года он служил в органах внутренних дел Российской Федерации. С 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), где он служил с 01.01.2002 по 31.01.2014.
19 января 2015 года он был принят на должность пожарного пожарной части N 5, 01 октября 2015 года был переведен на должность водителя пожарного автомобиля 1 класса в пожарно-спасательную часть N5, где работает по настоящее время.
В 1997 году он написал рапорт о постановке на очередь на получение жилья, поскольку проживал с матерью в бараке, неоднократно обращался в отдел кадров по вопросу предоставления жилья, поскольку дом матери ветхий, его физическое состояние с каждым годом ухудшалось, на что получал ответ, что по выходу на пенсию ему будет вручен жилищный сертификат.
В 2014 году он вышел на пенсию по выслуге лет, обратился за жилищным сертификатом, на что получил письменный отказ в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что им подавалось заявление о постановке на учет, что он состоял на очереди на получение жилья.
Считает данный отказ незаконным, поскольку подавал документы для постановки на очередь.
Считает, что своими действиями ФГКУ "2 отряд ФПС по Кемеровской области" нарушает его право на жилище.
Ссылаясь на ст. 7 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", с учетом уточнения требований, просил обязать ответчика восстановить его и его дочь А. в списке граждан на получение жилого помещения и предоставить жилищный сертификат.
В судебном заседании истец Шипунов В.В., его представитель Аносова Д.К., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика - Федерального государственного казенного учреждения "2 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области" Артемова Н.Г., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 17 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований Шипунову В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Шипунов В.В. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение.
Оспаривает вывод суда о том, что он не относится к категории граждан, установленной подпунктом "а" пункта 5 Правил. Указывает, что согласно сведениям его трудовой книжки он служил в Государственной противопожарной службе МЧС России 12 лет 1 месяц.
Также указывает, что в решении суд сослался на отсутствие доказательств, подтверждающих факт его (истца) обращения к ответчику с просьбой о постановке на учет и того, что на данном учете он состоял. При этом суд не учел пояснения свидетелей П., который принимал у него рапорт о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, П., который видел его фамилию в списках очередников.
Считает, что представленные ответчиком списки очередников избирательны, поскольку данные списки менялись ежемесячно.
Отмечает, что суду не было представлено доказательств того, что его под роспись уведомляли о снятии с очереди, об изменениях, как указывала в судебном заседании представитель ответчика.
Также отмечает, что им были представлены доказательства (справки об отсутствии жилья личной собственности, о прописке), указывающие на его необеспеченность жилым помещением и нуждаемость.
На апелляционную жалобу представителем Федерального государственного казенного учреждения "2 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области" Артемовой Н.Г. принесены возражения, содержащие просьбу решение суда оставить без изменения.
Представитель истца Аносова Д.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала, просила отменить обжалуемое решение.
Истец Шипунов В.В. в письменном заявлении в адрес судебной коллегии просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о слушании извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного, надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителя истца, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Из материалов дела следует, что в трудовой книжке истца имеются записи о том, что он в период с 01.06.1995 по 01.01.2002 служил в органах внутренних дел РФ.
С 01.01.2002 Государственная противопожарная служба МВР России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
С 01.01.2002 по 31.01.2014 истец служил в Государственной противопожарной службе МЧС России 12 лет 1 месяц.
С 19.01.2015 продолжает работать в пожарно-спасательной части N 5 ФКУ "25 ОФПС ГПС по Кемеровской области.
С 01.02.2014 истец является получателем пенсии за выслугу лет.
На обращение истца к ответчику получен ответ от 25.04.2014, в котором истцу отказано в восстановлении в списках очередников, нуждающихся в получении жилья, поскольку в списках сотрудников ГПС, состоящих на учете до 01.01.2005 в качестве нуждающихся в получении жилья и улучшения жилищных условий, истец не числится; документов о подаче соответствующего заявления о постановке на учет не имеется.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований с учетом фактических обстоятельств дела не имеется.
Судебная коллегия полагает выводы суда соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, истец ставит вопрос о восстановлении его в списках на получение жилья и признании за ним права на получение жилищного сертификата.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2005 года, часть 2 статьи 8 Федерального закона "О пожарной безопасности", в которой оговаривалось право на обеспечение жилыми помещениями личного состава противопожарной службы, признана утратившей силу.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" в целях обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации для сотрудников органов внутренних дела Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений было установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (пункт 1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
Из содержания Указа следует, что он был направлен на обеспечение социальных гарантий, предусмотренных для указанной категории граждан законодательством Российской Федерации, а соответственно, распространялся на лиц, которым государство обязалось предоставить жилые помещения по договорам найма жилого помещения.
Реализация этих Указов Президента Российской Федерации в 1998 - 2002 годах осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты". Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 года N 450 действие этой программы было продлено на 2003 год.
Основные принципы и механизмы реализации данной программы были сохранены в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 700. Впоследствии постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2004 года N 522 были утверждены Правила выпуска и погашения сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации в целях реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, 21 марта 2006 годы приняло Постановление N 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а с учетом внесенных в дальнейшем изменений - на 2011 - 2015 год.
В редакции указанных Правил, действовавших в период прохождения истцом службы и на момент увольнения истца со службы, в пункте 5 устанавливалось, что право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В настоящее время реализуется федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (ред. от 23.09.2015, действующей на момент обращения истца за разрешением спора), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
Согласно п. 9 Правил военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Согласно п. 19 Правил, для участия в подпрограмме, граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, с приложением документов, указанных в этом пункте.
В силу п. 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Таким образом, в соответствии с указанными положениями Правил получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер, а право на получение такого сертификата подтверждается решением о признании гражданина участником подпрограммы.
Исходя из анализа указанных выше нормативных актов, следует, что для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, сотрудник государственной противопожарной службы должен отвечать одновременно следующим требованиям: признание и постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; содержание за счет средств федерального бюджета в календарном исчислении 10 лет и более; увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержден Приказом МЧС России от 12.01.2012 N 5 (зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2012 N 23449; далее - Порядок учета).
Пунктом 3 Порядка учета установлено, что для принятия на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях сотрудник Федеральной противопожарной службы подает в уполномоченный орган (территориальное подразделение Уполномоченного органа) рапорт, к которому прилагаются документы, согласно перечню.
Согласно п. 14 Порядка сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, установив, что истец, в том числе и члены его семьи, не состояли и не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти по месту прохождения службы истца, на момент увольнения истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, вследствие чего, к участникам вышеуказанной подпрограммы он не может быть отнесен и правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", истец не обладает.
Утверждение истца о том, что во время прохождения службы, он обращался в учреждение с рапортом о постановке на учет, был поставлен на учет, а затем необоснованно снят с учета, не основаны на допустимых доказательствах. Доказательств, подтверждающих факт обращения истца в 1997 году с рапортом и необходимыми документами по месту службы о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо с заявлением в орган местного с самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, суду не представлено. Истец также не представил объективных данных о том, что он состоял на учете и на момент увольнения был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что реализация гражданином права на льготное обеспечение жильем в ходе исполнения указанной программы обусловлено соблюдением необходимых условий и совершении им определенных действий, поэтому в связи с отсутствием истца на специализированном учете и своевременной подачи заявления для постановки на данный учет оснований для удовлетворения исковых требований истца в данном случае не имеется.
Показания допрошенных судом свидетелей о том, что они видели рапорт истца на постановку на учет и его фамилию в списках лиц, состоящих на учете на предоставление жилья, не являются допустимыми доказательствами и не могут достоверно подтвердить постановку истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, доводы жалобы истца о неправильной оценке данных доказательств судом первой инстанции, судебная коллегия отклоняет.
Судебная коллегия считает, что изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке. Нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 17 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шипунова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Латушкина Е.В.
Судьи Рыжонина Т.Н.
Слепцова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.