ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 16 сентября 2016 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
с участием представителя
административного истца Тазовой Е.С.,
при секретаре Дробковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кондаковой Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
16 августа 2016 года Кондакова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, в обоснование требований указав, что она является собственником трёх земельных участков: земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м.; земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м.; земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м. Также она является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м.
Кадастровая стоимость названных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает её права как плательщика земельного налога и арендных платежей. В связи с чем, с учётом уточнений заявленных требований, просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года: с кадастровым номером N " ... " в размере " ... " рублей; с кадастровым номером N " ... " - " ... " рублей; с кадастровым номером N " ... " - " ... "; с кадастровым номером N " ... " - " ... " рублей.
В ходе рассмотрения дела по существу представитель административного истца заявленные требования поддержала, просила суд об их удовлетворении.
Административный истец и иные лица, участвующие в деле - Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), администрация Волгограда, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.
Поскольку в соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и вышеуказанных лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статья 245 КАС РФ предусматривает право граждан на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), который налоговым законодательством относится к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из системного анализа содержания пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из материалов дела следует, что Кондаковой Е.В. на праве собственности принадлежат три земельных участка, расположенные по адресу "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м.; "адрес" с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м.; г.Волгоград, ул. им.Шиллера, 9, с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м.
Также Кондакова Е.В. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м. Участок передан административному истцу на основании договора аренды от 17 июня 2009 года N N " ... " и дополнительного соглашения N 1 к нему от 16 февраля 2014 года, заключенного между Кондаковой Е.В. и Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области на срок по 20 декабря 2051 года.
В данном случае установлено, что размер налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а также арендных платежей на основании договора аренды, дополнительного соглашения к нему и расчёта арендной платы земельного участка, исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Следовательно, определение в отношении земельных участков кадастровой стоимости влияет на обязанность Е.В.Кондаковой по уплате налоговых и арендных платежей, и у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области согласно приложению N 1 по состоянию на 1 января 2015 года, в число которых вошли спорные земельные участки.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года в рамках проведённой очередной государственной кадастровой оценки.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков и сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 7 сентября 2016 года N N " ... " следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... ", категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для эксплуатации склада готовой продукции по состоянию на 1 января 2015 года составляет " ... "; земельного участка с кадастровым номером N " ... ", категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для размещения складской базы по состоянию на 1 января 2015 года составляет " ... "; земельного участка с кадастровым номером N " ... ", категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - эксплуатация здания склада металлопроката, с пристройкой, с пристройкой по заплетке строп по состоянию на 1 января 2015 года составляет " ... "; земельного участка с кадастровым номером N " ... ", категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для эксплуатации здания склада материалов по состоянию на 1 января 2015 года составляет " ... ".
В соответствии с частью 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В этой связи рыночная стоимость земельных участков должна быть определена по состоянию на 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административным истцом в обоснование заявленных требований были представлены отчеты N N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... " от 13 мая 2016 года, подготовленные независимым оценщиком " ... " З.Е.Л., согласно которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 год составляет: земельного участка с кадастровым номером N " ... " - " ... " рублей; с кадастровым номером N " ... " - " ... " рублей; с кадастровым номером N " ... " - " ... " рублей; с кадастровым номером N " ... " - " ... " рублей и положительные экспертные заключения на отчёты N " ... " от 12 июля 2016 года, N N " ... " от 11 июля 2016 года, N N " ... " от 11 июля 2016 года, N N " ... " от 12 июля 2016 года, выполненные " ... "
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Суд находит представленные в материалы дела отчёты в полной мере соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Так, выводы оценщика о рыночной стоимости земельных участков сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в открытых источниках информации, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в г.Волгограде в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Оценка стоимости спорных объектов произведена оценщиком " ... " З.Е.Л., являющейся членом Ассоциации саморегулируемой организации " ... "", имеющей соответствующий диплом о профессиональной подготовке и профессиональная деятельность которой застрахована.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельных участков либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что указанные выше отчёты получили положительные экспертные заключения, согласно выводам которых отчёты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, определённые в отчёте рыночные стоимости объектов оценки подтверждены.
Положительные экспертные заключения соответствуют требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности и Федеральному стандарту оценки "Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утверждённому приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июля 2011 года N 328.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчетах и в экспертных заключениях выводы, участвующими в деле лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы заявлено не было.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Закона об оценочной деятельности, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
удовлетворить административное исковое заявление Кондаковой Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для эксплуатации склада готовой продукции, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для размещения складской базы, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - эксплуатация здания склада металлопроката, с пристройкой, с пристройкой по заплетке строп, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для эксплуатации здания склада материалов, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере " ... " рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Жданова С.В.
решение в окончательной форме
принято 19 сентября 2016 г.
Судья: Жданова С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.