Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 31 августа 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Назаркина И.П. при секретаре судебного заседания Пинясовой К.Ю,, рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу начальника Межрайонной ИФНС России N6 по Республике Мордовия Лаксаева И.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Филиппова Е.Б.,
установила:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N6 по Республике Мордовия Лаксаева И.В. от 18 января 2016 г. начальник Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Филиппов Е.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, начальник Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Филиппов Е.Б. обжаловал его в районный суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2016 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием в действиях Филиппова Е.Б. события административного правонарушения.
Начальник Межрайонной ИФНС России N6 по Республике Мордовия Лаксаев И.В. подал жалобу на решение судьи, приведя доводы о том, что представление лицензирующими органами сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом в регистрирующие органы именно в электронном виде прямо предусмотрена пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08 августа 2001 г. N129-ФЗ (далее Федерального закона N129-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N1092, которым утверждены Правила представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указывает, что судья не принял во внимание положения пункта 4 Правил о том, что межведомственное информационное воздействие регистрирующего органа с иными органами при наличии технической возможности осуществляется с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 г. N687. Ссылается, что в данной системе зарегистрирован и размещен сервис ФНС России, принимающий сведения от лицензирующих органов о предоставлении лицензии, ее аннулировании, приостановлении, возобновлении или прекращения действия лицензии (SID0003131), в связи с чем, выводы судьи об отсутствии у Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия технической возможности межведомственного информационного взаимодействия является необоснованным. Считает, что представление Государственной жилищной инспекцией Республики Мордовия сведений о лицензии N "данные изъяты" от 09 января 2015 г. на осуществление ООО "данные изъяты" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не в электронном виде, а на бумажном носителе, как того требует Федеральный закон N129-ФЗ, приравнивается к непредставлению таких сведений, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.25 КоАП Российской Федерации. По данным основаниям просил отменить решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2016 г., и оставить в силе постановление начальника Межрайонной ИФНС России N6 по Республике Мордовия Лаксаева И.В. от 18 января 2016 г., которым начальник Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Филиппов Е.Б. признан виновным и привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП Российской Федерации.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Филиппов Е.Б., не явился, о времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежаще путём заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
Необходимости в вызове должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, не усматриваю.
В судебном заседании защитник Филиппова Е.Ю. - Сироткин Д.В. относительно жалобы должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, возразил, просил оставить решение судьи районного суда без изменения.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации дело в полном объёме, прихожу к следующему.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП Российской Федерации непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом влечет для должностных лиц административную ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 12 ноября 2015 г. в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия Государственной жилищной инспекцией Республики Мордовия с сопроводительным письмом от 12 ноября 2015 г. N01-019/3661 представлены заверенная копия лицензии N "данные изъяты" от 09 ноября 2015 г. на осуществление ООО "данные изъяты" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и заверенная копия лицензии N "данные изъяты" от 09 ноября 2015 г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО "данные изъяты". При этом в сопроводительном письме указано, что копии лицензий направлены в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также, что на сегодняшний день представление указанных сведений в форме электронных документов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по техническим причинам не представляется возможным.
По факту представления в налоговый орган Государственной жилищной инспекцией Республики Мордовия лицензии N "данные изъяты" от 09 ноября 2015 г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО "данные изъяты" на бумажном носителе 22 декабря 2015 г. государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России N6 по Республике Мордовия Савцовой И.В. в отношении начальника Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Филиппова Е.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП Российской Федерации, поскольку сведения о лицензии N "данные изъяты" от 09 ноября 2015 г. на осуществление ООО "данные изъяты"" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не были представлены в налоговый орган в форме электронного документа в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, что налоговый орган расценил как непредставление сведений о лицензии (л.д.41).
По результатам рассмотрения административного дела начальником Межрайонной ИФНС России N6 по Республике Мордовия Лаксаевым И.В. 18 января 2016 г. вынесено постановление, которым начальник Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Филиппов Е.Б. признан виновным в совершении вменяемого ему административного нарушения и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (л.д.29-31).
Отменяя своим решением от 16 марта 2016 г. постановление должностного лица от 18 января 2016 г., судья районного суда, исходил из того, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП Российской Федерации, поскольку Государственная жилищная инспекция Республики Мордовия в установленный законом срок представила в налоговый орган сведения о выданной на осуществление ООО "данные изъяты" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами лицензии N "данные изъяты" от 09 ноября 2015 г. на бумажном носителе, представлять сведения о лицензиях в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не имеет технической возможности, доказательств, в подтверждение наличия такой возможности налоговым органом суду не представлено.
Выводы судьи районного суда основаны на имеющихся в материалах дела письменных доказательствах и правильном применении закона.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N129-ФЗ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей должны содержаться сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, представляются лицензирующими органами в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Правила представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N1092 "О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно пунктам 3 и 4 Правил требования к форме электронных документов, представляемых в процессе информационного взаимодействия в регистрирующий орган, определяется регистрирующим органом.
Межведомственное информационное взаимодействие регистрирующего органа с иными органами при наличии технической возможности осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Требования к форме электронного документа о сведениях лицензирующих органов о предоставлении лицензии установлены ФНС России, о чём указано в письме Федеральной налоговой службы от 19 февраля 2016 г. NГД-4-14/2731@ в адрес Министерства финансов Российской Федерации.
В системе межведомственного электронного взаимодействия (далее СМЭВ) зарегистрирован и размещен сервис ФНС России, принимающий сведения от лицензирующих органов о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении, возобновлении или прекращении действия лицензии, аннулировании лицензии (SID0003131).
Для обеспечения возможности внесения в государственные реестры сведений о лицензиях, выданных лицензирующими органами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям ФНС России создан ведомственный Справочник "Лицензируемые виды деятельности". Справочник размещен в открытом доступе на сайте ФНС России.
Для внесения в Справочник лицензируемого вида деятельности "Деятельность по управлению многоквартирными домами" лицензирующему органу необходимо представить сведения о названном виде деятельности в структуре указанного справочника с указанием реквизитов документа (федерального закона, постановления правительства и проч.) - основания для выдачи лицензии.
Вместе с тем, в том же письме Федеральной налоговой службы от 19 февраля 2016 г. NГД-4-14/2731@ указано на то, что в настоящее время представление органами жилищного надзора субъектов Российской Федерации сведений о лицензиях на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в регистрирующий орган в форме электронного документа не осуществляется. Учитывая актуальность проблемы, ФНС России просит Минфин России в кратчайший срок обеспечить представление необходимых для внесения в Справочник СЛВД сведений о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, а также сведений о лицензиях, выданных органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, с использованием СМЭВ в соответствии с нормами, установленными законодательством, - в форме электронного документа.
Согласно пункту 2 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 г. N697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее - электронные сервисы), о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений (далее - единый электронный сервис), и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие, позволяющие осуществлять мониторинг системы взаимодействия, соблюдения процедур, предусмотренных техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденными Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - технические требования), и соглашениями, заключенными в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, и предоставлять информационно-методическую поддержку органам и организациям в части использования ими системы взаимодействия, иных информационных систем, включенных в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме и подключенных к системе взаимодействия.
Пункт 14 Положения предусматривает, что особенности использования системы взаимодействия и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются в рамках соглашений между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и органами и организациями, являющимися операторами указанных информационных систем.
Доводы жалобы об ошибочности вывода судьи районного суда об отсутствии технической возможности межведомственного информационного взаимодействия отклоняются.
Части 3 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации предусматривают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих наличие у Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия по состоянию на 09 ноября 2015 г. (дату совершения вменяемого Филиппову Е.Б. административного правонарушения) технической возможности направлять в налоговый орган сведения о лицензиях, выданных Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, с использованием СМЭВ в соответствии с нормами, установленными законодательством, - в форме электронного документа.
В данном случае должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, указанное обстоятельство не установило.
Из письма Федеральной налоговой службы от 19 февраля 2016 г. NГД-4-14/2731@ следует вывод, что в настоящее время представление органами жилищного надзора субъектов Российской Федерации сведений о лицензиях на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в регистрирующий орган в форме электронного документа не осуществляется по причинам, не зависящим от органов жилищного надзора субъектов Российской Федерации, в связи с чем для решения этой проблемы ФНС России обращается в Министерство финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судья районного на законных основаниях отменил постановление начальника Межрайонной ИФНС России N6 по Республике Мордовия Лаксаева И.В. от 18 января 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации в отношении начальника Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Филиппова Е.Б., и прекратил производство по делу.
Решение судьи районного суда не может быть отменено по доводам жалобы должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
решила:
решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2016 г. по данному делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу начальника Межрайонной ИФНС России N6 по Республике Мордовия Лаксаева И.В. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.