Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
Председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 сентября 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Тодышева Н.В. на решение Ширинского районного суда от 13 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении его иска к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о восстановлении права на доплату к пенсии и взыскании недополученных сумм.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., истца Тодышева Н.В. и его представителя Чеботарева В.А., настаивавших на доводах жалобы, представителя ответчика Барановой И.И., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тодышев Н.В. обратился в суд с иском к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о восстановлении права на доплату к пенсии и взыскании недополученных сумм, мотивируя требования тем, что являлся выборным должностным лицом местного самоуправления - главой Фыркальского сельсовета, в связи с чем 23 декабря 2010 года ему была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 75% денежного содержания. В связи с принятием главой Фыркальского сельсовета постановления от 01 апреля 2016 года N 6, которым отменено постановление от 23 августа 2011 года N 34 "Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования Фыркальский сельсовет", с апреля 2016 года ему прекращена выплата доплаты к пенсии, с чем он не согласен. Просил восстановить его право на доплату к пенсии и взыскать задолженность за апрель и май 2016 года в общем размере 38 091 руб. 36 коп.
В судебном заседании истец Тодышев Н.В. настаивал на иске.
Представитель ответчика глава Фыркальского сельсовета Баранова И.И. иск не признала.
Суд постановилвышеприведенное решение, с которым не согласен истец Тодышев Н.В.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска. Считает, что постановление главы Фыркальского сельсовета от 01 апреля 2016 года N 6, которым отменено постановление от 23 августа 2011 года N 34 "Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования Фыркальский сельсовет" и решение Совета депутатов Фыркальского сельсовета от 15 декабря 2015 года N 17 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия" не подлежали применению при рассмотрении настоящего дела, так как названные нормативные акты не содержат сведений об отмене, перерасчете ранее назначенных доплат к пенсии ни конкретному лицу, ни в целом муниципальным служащим муниципального образования Фыркальский сельсовета. Кроме того, решение главы Фыркальского сельсовета от 23 декабря 2010 года N 1, установившее доплату к пенсии, не отменено. Ссылаясь на постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, от 20 июля 2011 года N 20-П, от 17 июня 2013 года N 13-П, указывает, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Вступая в должность главы муниципального образования и, исполняя возложенные на него обязанности, истец имел законные ожидания, что приобретенные им на основе действующего законодательства права, в частности на получение доплаты к пенсии, будут уважаться властями и будут впоследствии реализованы. Последующее изменение объема и содержания гарантий, не может служить основанием для ухудшения правового положения гражданина, если ему такие гарантии были предоставлены до внесения изменений в закон. Ссылаясь на ст. 37.2 Устава муниципального образования Фыркальский сельсовет, Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 года N 772-О, считает ошибочным вывод суда о том, что ежемесячная доплата к пенсии не входит в систему пенсионного обеспечения и не нарушает права истца на пенсионное обеспечение. Указывает, что федеральный законодатель, повышая пенсионный возраст для государственных и муниципальных служащих, специально оговаривает, что те из них, кто уже воспользовался правом на получение ежемесячной доплаты к пенсии, сохраняет свое право в неизменном виде, что следует из п. 3 ст. 7 Федеральный закон от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан". Отмечает, что принятое решение противоречит сложившейся судебной практике в Челябинской области, Республике Адыгея и Ставропольском крае.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы глава Фыркальского сельсовета Баранова И.И. выражает согласие с решением суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Тодышеву Н.В., замещавшему выборную должность главы муниципального образования Фыркальский сельсовет в период с 2005 года по 2010 год (4 лет 10 месяцев 15 дней), решением главы Фыркальского сельсовета N 1 от 23 декабря 2010 года установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 75% ежемесячного денежного содержания.
Как указано в извещении от 01 апреля 2016 года, решением от 15 декабря 2015 года Совета депутатов Фыркальского сельсовета "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия" отменена истцу ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 75% месячного денежного содержания ( л.д.9).
Основанием обращения в суд послужило несогласие истца с прекращением доплаты к пенсии муниципальным образованием.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавший на момент возникновения правоотношений) предусматривал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичное правило содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 года.
Таким образом, вопросы установления пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к трудовой пенсии) лицам, замещавшим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы, отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Абзац второй пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ, вступившим в силу в день его принятия, закрепляет право устанавливать в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) названных в абзаце первом пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ лиц.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года N 43 "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия", действовавшего на момент возникновения возникших правоотношений, к числу выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Хакасия относятся глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.
Пунктом 2 статьи 1 указанного Закона было установлено, что на выборное должностное лицо местного самоуправления в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и Законом Республики Хакасия "О государственной службе Республики Хакасия" с учетом соотношения выборных муниципальных должностей и государственных должностей государственной службы.
Выплата доплат к государственной пенсии выборного должностного лица местного самоуправления производится за счет средств соответствующего местного бюджета.
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года N 43 (ред. от 01 октября 2010 года) "О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" (принят ВС РХ 23 июня 2004 года (вместе с "Перечнем выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Хакасия", "Реестром выборных должностных лиц местного самоуправления" (ред. от 01 октября 2010 года), действующей на момент возникновения правоотношений, установить, что выборным должностным лицам местного самоуправления, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе не менее трех лет и получавшим денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, может быть установлена ежемесячная доплата к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственная пенсия) или трудовой пенсии. Ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии не устанавливается и (или) не выплачивается в случае вступления в силу обвинительного приговора суда за совершение преступления в период осуществления выборным должностным лицом своих полномочий.
В силу части 3 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 года N 40-ЗРХ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" органы местного самоуправления вправе устанавливать в Уставе муниципального образования иные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости. В случае принятия муниципальным образованием данных обязательств потребность в средствах на их исполнение учитывается при регулировании межбюджетных отношений между муниципальным образованием и Республикой Хакасия.
Основным документом, определяющим структуру органов местного самоуправления и особенности осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия является устав данного муниципального образования.
Решением Совета депутатов муниципального образования Фыркальского сельсовета от 08 декабря 2005 года N 2 был принят Устав муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия
Статья 37.2 Устава (с измен. и допол.) предусмотрено, что главе поселения, замещавшему выборную муниципальную должность на постоянной основе не менее трех лет и получавшему денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденному от должности в связи с прекращением полномочий, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии по государственному пенсионному обеспечению или трудовой пенсии. При этом установление, выплата и перересчет размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии главы поселения производится в соответствии с правовым актом уполномоченного должностного лица местного самоуправления.
Решением главы муниципального образования Фыркальский сельсовет от 23 августа 2011 года N 34 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчету размера ежемесячной доплаты к государственной трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования Фыркальский сельсовет.
Решением муниципального образования Фыркальский сельсовет от 15 декабря 2015 года N 17 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия" статья 37.2 Устава признана утратившей силу.
Постановлением N6 главы Фыркальского сельсовета от 01 апреля 2016 года отменено Постановление от 23 августа 2011 года N 34, утвердившее Положение об установлении, выплате и перерасчету размера ежемесячной доплаты к государственной трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования Фыркальский сельсовет.
Основанием отмены Положения указан низкий уровень бюджетной обеспеченности поселения.
Судебная коллегия отмечает, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены предельные границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения для выборных должностных лиц своего муниципального образования.
Учитывая, что финансирование ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципальных служащих, осуществляется за счет собственных доходов соответствующего муниципального образования, оно с учетом бюджетных финансовых возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска Тодышева Н.В.
Довод жалобы о несогласии с выводом суда о том, что ежемесячная доплата к пенсии не входит в систему пенсионного обеспечения и не нарушает права истца на пенсионное обеспечение, отклоняется судебной коллегией, поскольку пенсии за выслугу лет замещавшим выборные муниципальные должности муниципальных служащих выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, а потому определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил порядка установления, исчисления таких пенсий и их размера, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее его положение.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение главы Фыркальского сельсовета от 23 декабря 2010 года N 1, установившее доплату к пенсии, не отменено, не может повлечь отмену решения суда, поскольку после внесения изменений в Устав в части пенсионного обеспечения главы Фыркальского сельсовета и членов его семьи, правовые основания для ежемесячной доплаты к пенсии отсутствуют.
Ссылка в апелляционной жалобе на иную судебную практику не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку в силу статьи 11 ГПК РФ судебный прецедент источником права при разрешении гражданских дел не является.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании апеллянтом норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ширинского районного суда от 13 июля 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Тодышева Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Т.М. Капустина
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.