Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л. С.,
судей Стефанкова Д. В. и Черемных Н.К.,
при секретаре Деревцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Иркутского районного муниципального образования, Ашуровой К.А. о признании недействительным постановления администрации Иркутского районного муниципального образования Номер изъят от Дата изъята , истребовании земельного участка из незаконного владения, возврате земельного участка во владение собственника,
по апелляционным жалобам представителя администрации Иркутского района Трохимчук Е.С., ответчика Ашуровой К.А. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 5 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л. С., объяснения представителя ответчика администрации Иркутского районного муниципального образования Трохимчук Е.С., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене, представителей истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Иркутской области Скоробогатовой Н.А., помощника Западно-Байкальского межрайонного прокурора Бутрик О.А., представителей третьих лиц - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Сабирзяновой М.А. и Агентства лесного хозяйства Иркутской области Багдасарян А.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
установила:
В обоснование исковых требований Западно-Байкальский межрайонный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, указал, что на основании протокола Номер изъят результатов лесного конкурса от Дата изъята , участок лесного фонда общей площадью 8,4 га, расположенный в лесах 1 группы технического участка Номер изъят Кайского лесничества в квартале Номер изъят, выделах Номер изъят передан в аренду на 25 лет гражданину Ш. Договор аренды Номер изъят от Дата изъята в последующем перезаключен в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ (договор аренды лесного участка Номер изъят от Дата изъята ).
Факт нахождения земельных участков на землях лесного фонда и их принадлежность Российской Федерации подтверждается материалами лесоустройства: лесным планом Иркутской области от 2009 года, проектом организации и ведения лесного хозяйства Иркутского сельского лесхоза от 2003 года, таксационным описанием ИРГСХА Кайское лесничество от 2005 года, лесохозяйственным регламентом Иркутского лесничества от 2011 года и иными документами.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области на основании ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок категории земли лесного фонда площадью 265010,5516 га, расположенного по адресу: "адрес изъят" (номер государственной регистрации Номер изъят, дата регистрации - Дата изъята ), с ограничениями (обременениями права), в том числе, и на лесной участок площадью 8,4 га, расположенный в Иркутском лесничестве, Хомутовском участковом лесничестве, ТУ Номер изъят (ИРГСХА), квартал Номер изъят, выделы Номер изъят. Межевание названного лесного участка не проводилось, т.е. работы по установлению на местности границ лесных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат не осуществлялись, он поставлен на кадастровый учет в составе лесного участка с кадастровым (условным) номером: Номер изъят.
В заключении филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий соотносятся 37 земельных участков, в том числе, земельный участок с кадастровым номером Номер изъят с лесным участком.
Администрация Иркутского районного муниципального образования неправомерно распорядилась собственностью Российской Федерации, сформировала на лесном участке 37 земельных участков с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.
Одному из участков с кадастровым номером Номер изъят был присвоен адрес: "адрес изъят" и постановлением от Дата изъята Номер изъят он предоставлен в собственность бесплатно Ашуровой К.А., под индивидуальное жилищное строительство. Из собственности Российской Федерации данный участок никогда не выбывал. По информации администрации Молодежного муниципального образования от Дата изъята , земельный участок с кадастровым номером Номер изъят вошел в границы населенного пункта "адрес изъят". При этом установленная процедура согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерации, перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при изменении границ населенных пунктов соблюдена не была (ст.ст. 20,24 Градостроительный кодекс Российской Федерации).
Включение земельных участков, в том числе с кадастровым номером Номер изъят, в границы "адрес изъят" муниципального образования, не является основанием возникновения прав владения и пользования у последнего на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Нарушение права Российской Федерации, как собственника данного земельного участка выражается в невозможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, поскольку этот участок был передан Ашуровой К.А. неуполномоченным лицом.
В результате указанных незаконных действий нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан) свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов (ст. 11 Лесного кодекса РФ).
Истец просил суд:
-признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от Дата изъята Номер изъят "О предоставлении гр. Ашуровой К.А. в собственность земельного участка";
-истребовать земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: "адрес изъят" из незаконного владения гр. Ашуровой К.А.;
-возвратить земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: "адрес изъят", во владение собственника - Российской Федерации.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 5 ноября 2015 года исковые требования Западно - Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Иркутского районного муниципального образования, удовлетворено.
Суд признал недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от Дата изъята Номер изъят "О предоставлении гр. Ашуровой К.А. в собственность земельного участка".
Истребовал земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: "адрес изъят" из незаконного владения Ашуровой К.А..
Возвратил земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: "адрес изъят", во владение собственника - Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель администрации Иркутского района Трохимчук Е.С. просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам его незаконности и необоснованности и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не дана оценка доводам о том, что судебная землеустроительная экспертиза, утвержденная генеральным директором ООО "Иркутская земельная компания" Д. от Дата изъята произведена на основании документов, не имеющих координат земель лесного фонда. В материалах дела и на DVD-диске с записью планшета технического участка Номер изъят (ИРГСХ) Хомутовского участкового лесничества Иркутского лесничества отсутствуют координаты местоположения данного лесного участка, на Плане лесонасаждений 2002 года Технического участка Номер изъят нет ни подписи, ни оттиска печати. Из данного плана не видно, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. Истцом не представлено надлежащих доказательств расположения спорного земельного участка в границах земель лесного фонда.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, следовательно, установление факта расположения спорного земельного участка на землях какой-либо категории, является исключительной прерогативой ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской области, а не Агентства лесного хозяйства Иркутской области, Росимущества либо Прокуратуры Иркутского района. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" осуществила постановку спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, а Управлением Росреестра по Иркутской области было зарегистрировано право собственности на спорный участок, что свидетельствует о законности действий органа местного самоуправления муниципального района по предоставлению спорного земельного участка и законность владения данным участком ответчиком.
Судом не дана оценка представленным ответчиком доказательствам, согласно которым земельные участки к категории земель лесного фонда не относятся.
В апелляционной жалобе ответчик Ашурова К.А. просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам его незаконности и необоснованности и производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что она о времени и месте судебного заседания, назначенного на 05 ноября 2015 года, не была извещена должным образом, в результате чего дело было рассмотрено судом в ее отсутствие, что лишило ее возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ.
Судом не учтено, что в материалах дела отсутствуют доказательства права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с кадастровым номером Номер изъят. Спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуальной жилой застройки. В материалах дела доказательства отнесения предоставленного ей земельного участка к землям лесного фонда и нахождения его в федеральной собственности отсутствуют. Зарегистрированное в ЕГРП право собственности Ашуровой К. А. на спорный земельный участок истцом в порядке ст. 2 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости и сделок с ним" оспорено не было.
Суд не учел, что спор возник между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и администрацией Иркутского районного муниципального образования (конфликт интересов), соответственно указанный спор в соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ не подведомствен суду общей юрисдикции.
Суд необоснованно положил в основу решения заключение землеустроительной экспертизы от Дата изъята , поскольку вопрос о принадлежности земельного участка к той или иной категории является правовым и не может решаться путем экспертизы. Выводы, и результаты экспертного исследования противоречат фактическим обстоятельствам дела и вызывают обоснованные сомнения в их достоверности.
В отзыве на апелляционную жалобу администрации ИРМО глава Молодежного муниципального образования Букин В.М. поддерживает ее доводы, полагает решение суда незаконным и необоснованным.
В возражениях относительно апелляционной жалобы администрации ИРМО Западно-Байкальский межрайонный прокурор Калинин А.М. просит отказать в ее удовлетворении.
В отзыве на апелляционные жалобы представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Губа О.Я. просит отказать в их удовлетворении.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются:
1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;
2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;
4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;
6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;
7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
Согласно ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Определением от 24 мая 2016 года судебная коллегия постановилаперейти к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции, в связи с ненадлежащим извещением стороны по делу, что влечет отмену решения суда.
По мнению судебной коллегии, суд приступил к рассмотрению дела, нарушив процессуальные права ответчика Ашуровой К.А., предусмотренные ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указанное нарушение явилось основанием для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции согласно определению судебной коллегии Иркутского областного суда от 24 мая 2016 года.
Из материалов дела усматривается, что судебное заседание по данному гражданскому делу назначалось в Иркутском районном суде на 05.11.2015 на 12-00 часов.
Статьей 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Исходя из требований ч.ч. 1,3 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Имеющееся в материалах дела уведомление об извещении Ашуровой К.А. о судебном заседании, назначенном в Иркутском районном суде 05.11.2015 в 12-00 часов не может являться доказательством надлежащего уведомления указанного лица о рассмотрении дела, поскольку не содержит информации о своевременном направлении извещения Ашуровой К.А., а также данных о вручении его указанному ответчику.
Поскольку дело рассматривается по правилам первой инстанции судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса РФ (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
Владение, пользование, распоряжение лесными участками осуществляется органами местного самоуправления согласно ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что одним из принципов земельного законодательства России является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Согласно материалам дела, на основании протокола Номер изъят результатов лесного конкурса от Дата изъята участок лесного фонда общей площадью 8,4 га, расположенный в лесах 1 группы технического участка Номер изъят Кайского лесничества в квартале Номер изъят, в выделах Номер изъят, передан в аренду на 25 лет гражданину Ш. , с ним заключен договор аренды участка лесного фонда Номер изъят от Дата изъята
Дата изъята договор аренды был перезаключен, по условиям которого Агентство лесного хозяйства Иркутской области передало в возмездное временное пользование Ш. сроком на 25 лет лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 8,4 га в Иркутском районе Иркутской области в пределах земель лесного фонда Иркутского лесничества Хомутовского участкового лесничества, ТУ Номер изъят (ИРГСХА) ранее (Кайское лесничество) квартал Номер изъят, выдел Номер изъят.
Установлено, что администрацией Иркутского районного муниципального образования сформированы и поставлены на кадастровый учет 37 земельных участков, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства. Указанные земельные участки образованы на месте арендуемого участка лесного фонда, расположенного в Иркутском лесничестве Хомутовском участковом лесничестве в границах ТУ Номер изъят (ИРГСХА), ранее Кайское лесничество, квартал Номер изъят, выделы Номер изъят.
На основании постановления мэра Иркутского районного муниципального образования от Дата изъята Номер изъят за Ашуровой К.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1500 кв.м., назначение - земли населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство по адресу: "адрес изъят".
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что земельный участок по адресу: "адрес изъят" кадастровым номером Номер изъят расположен на землях лесного фонда Иркутского лесничества Хомутовского участкового лесничества в границах ТУ Номер изъят (ИРГСХА), ранее Кайское лесничество, квартал Номер изъят.
Так, согласно проведенной по назначению суда первой инстанции землеустроительной экспертизе ООО "Иркутская земельная компания" были определены на местности границы лесного участка, расположенного по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок Номер изъят (ИРГСХА) квартал Номер изъят, выдел Номер изъят. Экспертом установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером Номер изъят пересекают границы лесного участка, установленные по материалам лесоустройства, площадь наложения составляет 1404 кв.м., часть земельного участка площадью 1404 кв.м. входит в границы земель лесного фонда, существовавшие на 2006 год и существовавшие на момент представления спорного земельного участка в 2013 году.
Согласно межевому плану, содержащемуся в кадастровом деле земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, при постановке на государственный кадастровый учет земельный участок был отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с картой землепользования, составленной в 2002 году Гос. иркутским землеустроительным предприятием (Т.2 л.д.47) лесной участок, расположенный по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок Номер изъят (ИРГСХА) квартал Номер изъят, выдел Номер изъят не входит в границы муниципального образования "адрес изъят". В соответствии с условными знаками для топографической карты масштаба 1:10000 (утверждены Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1977 г., на данном земельном участке расположен лес. Сведения об отнесении данного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, и учитывая вышеперечисленные положения норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу, что администрация Иркутского муниципального образования не имела соответствующих полномочий на распоряжение земельным участком с кадастровым номером Номер изъят, поскольку указанный земельный участок входит в границы участка лесного фонда, расположенного по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок Номер изъят (ИРГСХА) квартал Номер изъят, выдел Номер изъят, собственником которого является Российская Федерация. Соответственно постановление администрации Иркутского районного муниципального образования Номер изъят от Дата изъята "О предоставлении гр. Ашуровой К.А. в собственность земельного участка" является недействительным.
Поскольку спорное имущество выбыло из обладания собственника помимо его воли, подлежат удовлетворению требования прокурора об истребовании участка из чужого незаконного владения Ашуровой К.В. и передаче его собственнику - Российской Федерации.
Ходатайство представителя ответчика администрации Иркутского районного муниципального образования о пропуске истцом срока исковой давности, не подлежит удовлетворению, поскольку предусмотренный ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ срок исковой давности истцом не пропущен.
Учитывая, что данное гражданское дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить полностью согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Иркутского районного суда Иркутской области от 05 ноября 2015 года по данному гражданскому делу отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от Дата изъята Номер изъят "О предоставлении гр. Ашуровой К.А. в собственность земельного участка".
Истребовать земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: "адрес изъят" из незаконного владения Ашуровой К.А..
Возвратить земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: "адрес изъят", во владение собственника - Российской Федерации.
Председательствующий: Л.С. Гуревская
Судьи: Д.В. Стефанков
Н.К. Черемных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.