Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Мулярчика А.И.,
судей Грибанова Ю.Ю., Тепляковой И.М.,
при секретаре Фроловой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 11 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе ЗСБ на решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 20 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ЗСБ к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Новосибирска о признании незаконным решения, взыскании неполученной суммы компенсации.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., судебная коллегия
установила:
ЗСБ обратилась с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Новосибирска.
ЗСБ осуществляет опеку на возмездной основе по договору о приемной семье N от ДД.ММ.ГГГГг., в настоящее время нигде не работает, на учете в службе занятости не состоит, пособие по безработице не получает.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указом Президента РФ N175 от 26.02.2013г. ЗСБ обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребёнком инвалидом ТСС ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно справке серия МСЭ - 2013 N от ДД.ММ.ГГГГ.
Данная компенсационная выплата была назначена с ДД.ММ.ГГГГ и выплачивалась до ДД.ММ.ГГГГ.
25.06.2015 г. решением начальника УПФ РФ в Ленинском районе города Новосибирска N138947/15 ЗСБ отказано в выплате компенсации, поскольку она осуществляет деятельность, носящую возмездный характер и предполагающую извлечение дохода. Таким образом, лицо, заключившее договор о приёмной семье, по мнению государственного учреждения, является работающим гражданином.
С 30.06.2015 года истцом была оформлена компенсационная выплата по уходу за ребёнком-инвалидом на ее несовершеннолетнюю дочь ПМА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в размере "данные изъяты" рублей, так как со слов специалистов пенсионного фонда, это единственно возможная выплата для ее семьи.
С решением об отказе в выплате истец не согласна, полагает, что выплачиваемое вознаграждение не является заработной платой либо иным доходом, просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе города Новосибирска об отказе в назначении ЗСБ ежемесячной выплаты незаконным и обязать ответчика назначить пособие по уходу за ребёнком-инвалидом ТСС в размере "данные изъяты" рублей с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление отменить компенсационную выплату в размере "данные изъяты" рублей, назначенную с ДД.ММ.ГГГГ и выплачиваемую до ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика недополученную сумму в размере "данные изъяты" рублей за 9 месяцев, с момента прекращения выплаты в размере "данные изъяты" рублей ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчёт и вычесть из суммы положенной компенсационной выплаты в размере "данные изъяты" рублей выплаченную ежемесячную компенсационную выплату в размере "данные изъяты" рублей, на общую сумму "данные изъяты" рублей за 9 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом принято решение, с которым не согласилась ЗСБ
В апелляционной жалобе изложена просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования истца в полном объеме.
Апеллянт полагает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку договор о приёмной семье не является трудовым, а отношения между органами опеки и попечительства и приёмными родителями трудовыми.
В обоснование данного довода апеллянт приводит определение понятия "услуга", содержащееся в Налоговом кодексе Российской Федерации, Законе РФ "О защите прав потребителей", ст.ст. 15, 56 Трудового кодекса Российской Федерации.
Указывает, что с истицей трудового договора не заключалось, и оплата труда не предусматривалась.
Апеллянт указывает, что предусмотренная законодательством выплата приемным родителям вознаграждения не является встречным предоставлением по гражданско-правовой сделке, а является выражением признания государства высокой социальной значимости воспитания ребенка в семье. Цель же приемных родителей - не материальная выгода, а удовлетворение своей духовной потребности в воспитании детей.
Кроме того, апеллянт указывает, что принципы трудового законодательства настолько не совместимы с задачей охраны прав и интересов несовершеннолетних детей и принципов семейного законодательства, что правовое регулирование в этих отношениях исключается.
Приёмный родитель свободен в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня не связан. В случае болезни приёмного родителя не предполагается выплата пособия по временной нетрудоспособности. Следовательно, нормы трудового права на деятельность приёмной семьи распространяться не могут.
В договоре о приемной семье предусматривается не оплата труда, а вознаграждение приемным родителям.
В трудовой книжке приёмных родителей труд по воспитанию приёмных детей не фиксируется, в связи с чем приёмные родители могут осуществлять иную работу, однако это невозможно в связи с уходом за ребёнком-инвалидом. Таким образом, специалисты УПФР РФ лишают приёмных родителей законного права получать компенсацию по уходу за ребёнком инвалидом, в связи с тем, что они не могут работать.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Между Администрацией Ленинского района г.Новосибирска и ЗСБ 31 октября 2013г. заключен договор N159 о приемной семье. По условиям данного договора ЗСБ, действующая в качестве приемного родителя, принимает на воспитание в приемную семью ТСС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за что орган опеки и попечительства ежемесячно назначает денежное вознаграждение и доплаты приемному родителю со дня подписания договора (л.д. 9-12).
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 с 1 января 2013 года установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей; б) другим лицам - в размере 1200 рублей.
Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.
Согласно пункту 1 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
В соответствии с пунктом 2 статьи 152 СК РФ к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 СК РФ).
При этом из положений пункта 2 статьи 153.1 СК РФ усматривается, что семейное законодательство РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки представляют собой разные виды обеспечения приемной семьи.
Согласно статье 2 Закона Новосибирской области от 06 декабря 2001 года N 200-ОЗ "О вознаграждении приемным родителям и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье" ежемесячное вознаграждение приемным родителям состоит из базовой части вознаграждения и доплат.
Базовая часть вознаграждения устанавливается в размере "данные изъяты" рублей.
Доплаты устанавливаются:
- за каждого ребенка, принятого на воспитание сверх одного приемного ребенка, в размере 20% от базовой части вознаграждения;
- за каждого принятого на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, хронически больного на основании медицинского заключения в размере 20% от базовой части вознаграждения.
Индексация вознаграждения приемным родителям производится одновременно с индексацией должностных окладов работников или фондов оплаты труда государственных казенных учреждений Новосибирской области.
Из приведенных норм законодательства следует, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате.
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным в статье 217 НК РФ и статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212- ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами.
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.
Поскольку ЗСВ, являясь стороной по договору о приемной семье в отношении несовершеннолетнего ребенка, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, поэтому она не имеет права, как работающее лицо, на получение ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175.
При таких обстоятельствах требование о признании решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты не подлежит удовлетворению, и соответственно требование о взыскании недополученной суммы выплаты также является необоснованным.
Оснований для прекращения выплаты в размере "данные изъяты" рублей, назначенной с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку на момент рассмотрения дела не прекращен уход за ребенком-инвалидом, выплата может быть прекращена по заявлению истца.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 20 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗСБ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.