10 августа 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А.,
при секретаре Красниковой Т.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ на решение Люблинского районного суда города Москвы от 20 октября 2014 года, которым постановлено:
заявление Ерохина Д.А. о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного военного округа удовлетворить,
признать незаконным решение комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного военного округа от 31 января 2014 года об отказе в выдаче Ерохину Д.А. удостоверения ветерана боевых действий,
обязать комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного военного округа выдать Ерохину Д.А. удостоверение ветерана боевых действий,
установила:
Ерохин Д.А. 14.08.2014 обратился в суд с иском к Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного военного округа, в котором просил признать решение комиссии об отказе в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий незаконным, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий, мотивируя обращение тем, что в период прохождения срочной военной службы по призыву в течение 131 дня участвовал в боевых действиях в составе Объединенной Группировки Войск (Сил) на территории Северо-Кавказского региона; истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий на основании положений Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", однако решением от 31.01.2014 в выдаче удостоверения было отказано ввиду отсутствия выписок из приказов командиров в/ч, утвержденных командующим ОГВ(С), что истец полагает незаконным, поскольку факт участия в боевых действиях подтвержден записью в военном билете о прохождении службы в военное время.
Определением суда от 10.09.2015 к участию в деле привлечено Министерство обороны РФ (л.д. 20).
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились; Министерством обороны РФ направлены письменные возражения на иск, в которых ответчик просит о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д. 30-33).
20.10.2014 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Министерство обороны РФ по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Чуприной О.Н., срок на подачу которой восстановлен определением суда от 12.02.2016.
В заседание судебной коллегии ответчики не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались (л.д. 79-82); представитель истца Ерохина Д.А. по доверенности Власова А.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ерохин Д.А., (_) года рождения, (_) был призван на военную службу ОВК Раменского района ЗАО г. Москвы, которую проходил в войсковой части N (_) МВО ВДВ до 29.08.2000, о чем внесены сведения в военный билет; в разделе 18 военного билета о прохождении службы в военное время указано о прохождении в период с 16.04.2000 по 24.08.2000 в должности наводчика-оператора военной службы в составе Объединенной Группировки Войск (Сил) на территории Северо-Кавказского региона и фактическом участии в течение 131 дня в боевых действиях в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2000 N 930-54, в связи с чем имеется право на зачет периода участия в боевых действиях в выслугу лет для назначения пенсии на льготных основаниях; указанная запись сделана начальником штаба в/ч (_) и заверена печатью (л.д. 11).
Согласно архивной справке ФБУ "Центральный архив Министерства обороны РФ" от 04.12.2012 N 8/П-52533, в алфавитной книге учета военнослужащих срочной службы войсковой части (_) призыва 2 половины (_) года значится старшина Ерохин Д.А., (_) года рождения, призванный в армию 17.12.1998 и уволенный в запас 30.08.2000; в приказе командира войсковой части (_) от 11.04.2000, изданного в (_) значится Ерохин Д.А. как убывший в командировку в г. Тула в/ч (_) с 11.04.2000 для дальнейшего убытия в р. Чечня; в раздаточных ведомостях, платежных поручениях на выплату, перечисление боевых, полевых, командировочных, полуторных должностных окладов офицерам, прапорщикам, военнослужащим по призыву, участвовавших в боевых действиях в Республике Чечня войсковой части (_) за (_) год имеются раздаточные ведомости на выплату денежного вознаграждения за участие в боевых действиях NN 529, 554, 630 за (_) года Ерохину Д.А.; войсковая часть (_) значится в перечне воинских частей, подразделений и групп ВС РФ, входивших в состав Объединенной Группировки Войск (Сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ в период с 12.09.1999 по 17.09.2000 (л.д. 12).
На основании указанных документов Ерохин Д.А. обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий; 31.01.2014 комиссией по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного военного округа, выдано заключение об отказе в выдаче удостоверения ввиду нарушения п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288, и отсутствия выписок из приказов командира в/ч, утвержденных командующим ОГВ(С), подтверждающие факт непосредственного участия Ерохина Д.А. в боевых действиях.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных документов следует, что Ерохин Д.А. непосредственно участвовал в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона в период с (_) по (_) года, в связи с чем отказ в выдаче удостоверения является незаконным.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, а решение суда - постановленным без установления существенных и значимых по делу обстоятельств.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону; изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации дополнен периодом выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, и периодом выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
В соответствии с п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288 к заявлению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02.08.2006 - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", действовавшего до 01.01.2007, под "контртеррористической операцией" понимаются специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.
Аналогичное понятие контртеррористической операции как комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта установлено в ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Положения ст. 13 указанного Федерального закона предусматривают, что руководителем контртеррористической операцией является лицо, принявшее в соответствии с ч. 2 ст. 12 закона решение о проведении контртеррористической операции, которое несет персональную ответственность за ее проведение и которое определяет, в том числе, структуру и порядок работы оперативного штаба на период проведения контртеррористической операции, задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба, состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц, определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, создаваемой в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Аналогичные положения были установлены ст. 12 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом".
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции (пп. "в" п. 4 Постановления).
Положения указанного Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 в ранее действовавшей редакции также предусматривали, что сотрудникам и военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, выплачивается в порядке, определяемом руководителем Оперативного штаба, денежное вознаграждение за фактическое участие в этих операциях пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях. Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба.
Постановлениями Правительства РФ от 20.08.1999 N 930-54 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан", на которое имеется ссылка в военном билете истца, действовавшим в спорный период прохождения им службы, от 28.10.1999 N 1197-68 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей" такие гарантии и компенсации также были предусмотрены лицам, непосредственно участвующим в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Таким образом, законодатель не отождествляет прохождение службы в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, выполнение боевых задач с непосредственным участием в контртеррористических операциях или боевых действиях, которое и является основанием для признания лица ветераном боевых действий.
Из содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов, в связи с чем непосредственное участие военнослужащих в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в период с (_) по (_) года продолжительностью 131 день истец Ерохин Д.А. был командирован в Чеченскую Республику в составе войсковой части (_), входящей в перечень воинских частей, подразделений и групп ВС РФ в составе Объединенной Группировки Войск (Сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, однако каких-либо доказательств издания командиром воинской части, иными органами и подразделениями, утвержденных командующим Объединенной Группировки Войск (Сил) приказов о привлечении истца к проведению контртеррористических операций с указанием дат или периодов, когда он принимал непосредственное участие в них, либо документов, подтверждающих полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, не представлено, а само по себе нахождение в командировке в составе Объединенной Группировки Войск (Сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ в течение 131 дня доказательством непосредственного участия в контртеррористических операциях не является; в заседании судебной коллегии представитель истца пояснила, что иные письменные доказательства, подтверждающие исковые требования, отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сведения, содержащиеся в военном билете и архивных справках о нахождении истца в командировке на территории Северо-Кавказского региона РФ в период, указанный в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской не являются достаточным основанием для выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий ввиду отсутствия доказательств, соответствующих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ об их относимости, допустимости и достаточности, подтверждающих непосредственное участие Ерохина Д.А. в контртеррористических операциях в период с (_) по (_).
При таких обстоятельствах, решение Люблинского районного суда города Москвы от 20.10.2014 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Ерохину Д.А. в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 20 октября 2014 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Ерохина Д.А. к Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного Военного округа, Министерству обороны РФ о признании решения комиссии об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.