12 августа 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Рачиной К.А., Лобовой Л.В.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе С.О.С.
на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 января 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска С.О.С. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" о признании расчета выслуги лет неправильным, обязании произвести расчет выслуги лет отказать,
установила:
С.О.С. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" о признании расчета выслуги лет по п. "б" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 неправильным, обязании произвести расчет выслуги лет на пенсию по п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 без учета трудового стажа, за 23 года военной выслуги.
Свои требования истец мотивировала тем, что является военным пенсионером ВС РФ с 06 декабря 2009 г. и супругой военнослужащего. Истец имеет право на пенсию за выслугу лет в размере **% соответствующих сумм денежного довольствия по пункту "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, однако расчет пенсии был произведен по п. "б" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, что, по мнению истца, нарушает ее права на получение трудовой пенсии.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец С.О.С.
Проверив материалы дела, выслушав истца С.О.С., представителя ответчика Широкову А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что приказом начальника Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) от 16 октября 2009 г. С.О.С. была уволена в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и с 06 декабря 2009 г. военным комиссариатом Нижегородской области по нормам п. "б" статьи 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 истцу назначена пенсия за выслугу лет, в расчет которой были включены периоды военной службы, которые составили 22 года 01 месяц 18 дней, и периоды трудовой деятельности с 01 сентября 1973 г. - 14 лет 29 дней.
Общий трудовой стаж С.О.С. при определении права на пенсию составил 36 лет 2 месяца 17 дней, размер пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа составил **% от суммы денежного довольствия.
Обращаясь в суд, истец полагала, что ответчик обязан исключить трудовой стаж из расчета выслуги лет на пенсию, поскольку период трудовой деятельности истца подлежит включению в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в которой ей было отказано в связи с отсутствием необходимого страхового стажа - 5 лет.
Из материалов дела следует, что С.О.С. на момент назначения пенсии по выслуге лет не приобрела права на получение трудовой пенсии по старости.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком пенсионные права истца при назначении пенсии по выслуге лет не нарушены.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В соответствии со ст. 7 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I военнослужащим, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, было впервые введено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ).
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ статья 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I была дополнена частью 4, устанавливающей, что лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, поскольку положения статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 г., так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" часть 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I была изложена в новой редакции.
Согласно части 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г., как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим законом.
Приведенные нормативные положения являются элементом правового механизма, гарантирующего пенсионерам, получающим пенсию по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в том числе пенсионерам органов внутренних дел) и работающим по трудовому договору, возможность получать страховую часть трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии), предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 г. - Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
В законодательстве не содержится нормы, позволяющей таким пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости.
При таких данных, период трудовой деятельности С.О.С. с 01 сентября 19** г (14 лет 29 дней) был правомерно включен ответчиком при расчете выслуги лет для назначения истцу пенсии за выслугу лет, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований С.О.С. и исключении спорного периода из расчета выслуги лет в целях его дальнейшего зачета в страховой стаж для назначения трудовой (страховой) пенсии по старости.
Отсутствие в пенсионном законодательстве нормы, прямо предусматривающей возможность исключения периода, учтенного при расчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и зачета этого же периода в страховой стаж при назначении трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости, по сути, означает в рамках механизма публично-правового регулирования пенсионных отношений запрет на включение по выбору пенсионера совпадающих по времени периодов в выслугу лет для назначения пенсии по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. или в страховой стаж для назначения страховой части трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии).
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.