Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего
судей
Хмара Е.И.
Гулевой Г.В. и Маслова Д.А.
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе представителя муниципального образования "Котлас" ФИО5 на решение Котласского городского суда Архангельской области от 15 июня 2016 года, которым постановлено: "Исковое заявление ФИО2 к муниципальному образованию "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Обязать муниципальное образование "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении в пределах Вычегодского административного округа муниципального образования "Котлас".".
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
ФИО2, действуя в защиту прав и законных интересов малолетней дочери ФИО1, обратился в суд с иском к муниципальному образованию "Котлас" (далее - МО "Котлас") с требованием о возложении обязанности по предоставлению ребёнку места в дошкольном образовательном учреждении в пределах Вычегодского административного округа до 1 сентября 2017 года, сославшись на то, что ответчик при наличии ее заявления не обеспечил ребенка местом в детском дошкольном муниципальном образовательном учреждении, нарушает его право на получение дошкольного образования.
Дело рассмотрено в отсутствие ФИО2
Представитель ответчика ФИО5 иск не признала, а, учитывая реальную возможность обеспечения ребенка местом в детском дошкольном муниципальном образовательном учреждении, а также возраст ребенка, просила установить срок предоставления места в детском дошкольном муниципальном образовательном учреждении до 1 сентября 2018 года.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась представитель ответчика ФИО5, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
Доводы апелляционной жалобы ее податель мотивирует тем, что МО "Котлас" обеспечивает 100 процентов доступности муниципального дошкольного образования для детей в возрасте от трех лет. На момент комплектования и наполняемости групп ребенок попадает в возрастную группу от 0 до 1 года, а на территории МО "Котлас" не предусмотрены соответствующие группы для детей младенческого возраста, отсутствуют высококвалифицированные педагогические кадры (с обязательным медицинским образованием) для работы с данной возрастной категорией детей. Согласно СанПиНа 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" образовательная деятельность в дошкольных учреждениях начинается с возраста не ранее 1,5 лет. До этого возраста только присмотр и уход, а суд обязывает предоставить ребенку дошкольное образование в девятимесячном возрасте. Суд также не учел отсутствие у данного несовершеннолетнего льготы на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении, реальную возможность предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, нарушение прав и свобод других детей, имеющих первоочередное и внеочередное право на предоставление места в МДОУ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ребенка обратилась с заявлением в администрацию МО "Котлас" о предоставлении дочери места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
На момент рассмотрения и разрешения дела ответчиком решение о предоставлении ребенку места в дошкольном муниципальном образовательном учреждении не принято.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ответчиком права дочери ФИО2 на получение дошкольного образования в дошкольном муниципальном образовательном учреждении.
С таким выводом не может согласиться суд апелляционной инстанции.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях; наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что истцу отказано в реализации права ее дочери на получение образования.
Поданное истцом заявление о постановке на учет с целью предоставления ее дочери места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, принято соответствующим органом, ему присвоен учетный N.
При этом из указанного заявления следует, что у ребенка отсутствует право на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении.
Также при подаче заявления законный представитель была ознакомлена с порядком комплектования (отчисления) МДОУ и ей разъяснен порядок формирования очереди.
Таким образом, поскольку на момент разрешения спора законным представителем не был подтвержден факт нарушения права ее ребенка на получение образования, то оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в своем исковом заявлении законный представитель ФИО1 указывала на необходимость обеспечения ребенка местом в детском саду в срок до 1 сентября 2017 года, что подтверждает то обстоятельство, что к моменту обращения в суд несовершеннолетняя не претендовала на место в детском дошкольном учреждении.
Доказательств того, что ранее указанной даты исключается возможность обеспечения ребенка местом в детском дошкольном учреждении, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, обращение ФИО2 с названным иском не носило цели пресечения нарушенного права, то есть не отвечало целям и задачам, определенным ст. 2 ГПК РФ.
С учетом изложенного, постановленное судом решение об удовлетворении исковых требований ФИО2 нельзя признать законным, вследствие чего оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 15 июня 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
" ФИО2, действующей в защиту прав и законных интересов малолетней ФИО1, в иске к муниципальному образованию "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" о возложении обязанности по обеспечению ребёнка местом в дошкольном образовательном учреждении - отказать".
Председательствующий:
Е.И.Хмара
Судьи:
Г.В.Гулева
Д.А.Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.