Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,
судей Галкиной Л.Н., Корепановой С.В.,
при секретаре Бугаевой Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального образования "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" на решение Котласского городского суда Архангельской области от 16 июня 2016 г., которым постановлено:
"исковое заявление Хабарова А.А. в интересах несовершеннолетней ФИО к муниципальному образованию "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Обязать муниципальное образование "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" предоставить ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в дошкольном образовательном учреждении на территории города Котласа Архангельской области."
Заслушав доклад судьи Корепановой С.В., судебная коллегия
установила:
Хабаров А.А. в интересах несовершеннолетней ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в суд с иском к МО "Котлас" в лице администрации МО "Котлас" о возложении обязанности по предоставлению ребёнку места в дошкольном образовательном учреждении.
Мотивировал требования тем, что ответчик не предоставляет его дочери место в дошкольном учреждении, чем нарушает ее право на получение образования. Просил обязать ответчика обеспечить его дочь местом в дошкольном образовательном учреждении на территории г.Котласа Архангельской области до 01 сентября 2016 г.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Носарева Л.В. в суде возражала против установления срока предоставления места в МДОУ.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась представитель МО "Котлас" в лице администрации МО "Котлас" Носарева Л.В., просит его отменить.
В апелляционной жалобе указала, что на территории МО "Котлас" комплектование групп МДОУ осуществляется ежегодно в мае месяце на очередной учебный год (по состоянию на 01 сентября текущего года). На 01 сентября 2016 г. открыто и укомплектовано 50 групп (1014 мест) для возрастной категории 1-2, 2-3, 3-4 лет. Открывая данные группы в максимальном количестве, МО "Котлас" обеспечивает 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех лет. Сложилась острая ситуация с предоставлением мест в МДОУ, набор в группы до трех лет осуществляется только на основании судебных решений. Решение суда в отношении ребенка истца вынесено после основного комплектования групп, которое состоялось 20 мая 2016 г. Администрацией предпринимаются всевозможные меры по расширению сети дошкольных учреждений, однако решаемые МО "Котлас" вопросы местного значения, в частности организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, несоразмерны с имеющимися в распоряжении администрации финансовыми ресурсами. Судом не принято во внимание, что реальный срок предоставления несовершеннолетней места в МДОУ - не ранее 2017 г., когда она достигнет возраста двух лет и беспрепятственно сможет получить место в дошкольном учреждении. Обеспечение местом в МДОУ дочери истца, которая не входит в льготную категорию, повлечет за собой нарушение прав и свобод других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. Ссылается на то, что превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований СанПиНа 2.4.1.3049-13, что повлечет применение к учреждению санкций вплоть до приостановления деятельности.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, Хабаров А.А. просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, возражений на них (ст. 327.1 ГПК РФ), изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что истец является отцом ФИО, родившейся ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Хабаров А.А. обратился в администрацию МО "Котлас" с заявлением о постановке на учет для предоставления его дочери места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Поскольку место в детском саду для ФИО не предоставлено, Хабаров А.А. обратился в суд с указанным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ответчиком права несовершеннолетней ФИО на бесплатное дошкольное образование.
Судебная коллегия с выводом суда согласиться не может.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного, образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, включая дошкольное образование.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 указанного Закона).
Исходя из положений ст. 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
На основании Указа Президента РФ от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача достижения к 2016 г. 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях; наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Как видно из материалов дела, на ДД.ММ.ГГГГ, то есть к моменту обращения в суд законного представителя несовершеннолетней, Хабаровой А.А. исполнилось более двух месяцев, следовательно, она обладала правом на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что ответчиком было отказано в реализации права на получение образования ребенком истца.
Поданное истцом заявление о постановке на учет с целью предоставления его дочери места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении принято соответствующим органом, ему присвоен учётный номер N.
При этом из указанного заявления следует, что у ребенка отсутствует право на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении.
Также при подаче заявления истец был ознакомлен с порядком комплектования (отчисления) МДОУ, ему разъяснён порядок формирования очереди.
Таким образом, поскольку на момент разрешения спора истцом не был подтвержден факт нарушения ответчиком права на получение образования его ребенком, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в исковом заявлении законный представитель несовершеннолетней Хабаров А.А. указывал на необходимость обеспечения ребенка местом в детском саду в срок до 01 сентября 2016 г., что подтверждает то обстоятельство, что к моменту обращения в суд несовершеннолетняя не претендовала на место в детском дошкольном учреждении.
Доказательств того, что ранее указанной даты исключается возможность обеспечения ребенка местом в детском дошкольном учреждении, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, обращение Хабарова А.А. с названным иском не носило цели пресечения нарушенного права, то есть не отвечало целям и задачам, определенным ст. 2 ГПК РФ.
С учетом изложенного, решение суда об удовлетворении исковых требований Хабарова А.А. нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 16 июня 2016 г. отменить, принять по делу новое решение:
"исковые Хабарова А.А. к муниципальному образованию "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении оставить без удовлетворения".
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи Л.Н. Галкина
С.В. Корепанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.