СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2016 года, по которому
Признано бездействие АО "Славянка" и АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства", выражающееся в неисполнении работ по устранению протечек кровли и их последствий в кабинетах NN 23 и 31 отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району по адресу: "Адрес обезличен", не проведении работ по восстановлению в помещениях штукатурного слоя потолков и стен, замены обоев, полового покрытия, замены и монтажа электрооборудования (проводка, светильники, выключатели, розетки), незаконным и противоречащим условиям государственного контракта от 19.05.2015 "Номер обезличен" и договора от 10.08.2015 "Номер обезличен".
Обязаны АО "Славянка" и АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" выполнить работы по устранению протечек кровли и их последствий в кабинетах NN 23 и 31 отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району по адресу: "Адрес обезличен", по восстановлению в кабинетах NN 23 и 31 отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району по адресу: "Адрес обезличен" штукатурного слоя потолков и стен, замены обоев, полового покрытия, замены и монтажа электрооборудования (проводка, светильники, выключатели, розетки) в соответствии с заключенным государственным контрактом от 19.05.2015 "Номер обезличен" и договором от 10.08.2015 "Номер обезличен" в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., объяснения прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Воркутинского гарнизона обратился в суд с иском к АО "Славянка" о признании бездействия незаконным и обязании АО "Славянка" выполнить аварийно-восстановительные работы.
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства", в связи с чем истцом уточнены исковые требования: признать бездействие АО "Славянка" и АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства", выражающееся в неисполнении работ по устранению протечек кровли и их последствий в кабинетах NN 23 и 31 отдела Военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району по адресу: "Адрес обезличен", не проведении работ по восстановлению в помещениях штукатурного слоя потолков и стен, замены обоев, полового покрытия, замены и монтажа электрооборудования (проводка, светильники, выключатели, розетки), незаконным и противоречащим условиям государственного контракта от 19.05.2015 "Номер обезличен" и договора от 10.08.2015 "Номер обезличен", обязать АО "Славянка" и АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" выполнить работы по устранению протечек кровли и их последствий в кабинетах NN 23 и 31 отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району по адресу: "Адрес обезличен", по восстановлению в кабинетах NN 23 и 31 отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району по адресу: "Адрес обезличен" штукатурного слоя потолков и стен, замены обоев, полового покрытия, замены и монтажа электрооборудования (проводка, светильники, выключатели, розетки) в соответствии с заключенным государственным контрактом от 19.05.2015 "Номер обезличен" и договором от 10.08.2015 "Номер обезличен" в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Ответчики АО "Славянка", АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в ходе производства по делу мотивированных возражений по существу иска не представили.
Третье лицо Военный комиссариат Республики Коми в судебное заседание своих представителей не направил, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в ходе производства по делу представитель третьего лица иск поддержал.
Третье лицо 90 отделение территориальное эксплуатации и контроля за оказанием услуг в судебное заседание своих представителей не направило, извещено о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в ходе производства по делу представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, с иском согласилось.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель не согласен с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено, что 19.05.2015 Министерство обороны РФ (Заказчик) заключило государственный контракт "Номер обезличен" (далее - Контракт) с акционерным обществом АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" (Исполнитель), предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Минобороны России и иных фондов, используемых в интересах Минобороны России, со сроком действия до 31.10.2016.
Во исполнение государственного контракта АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" заключило с АО "Славянка" договор "Номер обезличен" от 10.08.2015 на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Минобороны России и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ.
Согласно п. 1.1.1 Контракта аварией является повреждение или выход из строя систем объектов имущественного комплекса, повлекшие прекращение либо существенное снижение их эксплуатационных характеристик, причинение ущерба окружающей среде, имуществу Заказчика, а также третьих лиц.
Пунктом 13.1 Контракта предусмотрено, что в случае возникновения аварии Исполнитель незамедлительно принимает все необходимые меры для ликвидации аварии и ее последствий силами Исполнителя в объемах и сроки согласно п. 13.7 настоящего контракта.
Подпунктом 9 п. 13.7 Контракта предусмотрено, что срок устранения аварий не должен превышать смены при локализации (прекращении) протечек от неисправностей кровли.
В соответствии с п. 3.2.1 Контракта Исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказывать услуги в соответствии с условиями государственного контракта.
Вышеперечисленные положения Контракта дублируются в договоре "Номер обезличен" от 10.08.2015 с АО "Славянка" (п.п. 1, 3.2.1, 12.1 и п.п. 9 п. 12.7).
Срок действия договора установлен с 01.07.2015 по 31.10.2015.
Пунктом 13.3 договора "Номер обезличен" от 10.08.2015 предусмотрено, что окончание срока действия договора не влечет прекращения неисполненных обязательств по договору.
06.07.2015 произошло обрушение потолочного слоя в кабинете N 23 здания отдела Военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району, расположенного по адресу: "Адрес обезличен".
Согласно акту осмотра места аварии обнаружено, что над рабочим местом в кабинете с потолка обвалился штукатурный слой, повреждена потолочная плитка, электропроводка, разрушение составляет около 11 кв.м. При вскрытии потолочных плит выявлено сильное провисание штукатурного слоя площадью 10 кв.м.
По данному факту 06.07.2015 за исх. "Номер обезличен" начальнику отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами Северного флота и начальнику 90 отделения территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг направлено уведомление об аварийной ситуации для принятия мер по устранению последствий аварии.
08.07.2015 за исх. "Номер обезличен" начальнику организационно-мобилизационного управления штаба Северного флота направлено обращение об оказании помощи в проведении аварийно-восстановительных работ и разъяснении порядка действий в связи с прекращением действия государственного контракта "Номер обезличен" от 28.03.2013.
18.08.2015 в помещении N 31 здания отдела Военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" произошло обрушение потолочного слоя кабинета, в связи с чем в этот же день за исх. "Номер обезличен" в адрес ремонтно-эксплуатационного района N 07 филиала "Архангельский" АО "Славянка" и начальнику 90 отделения территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг направлены заявки на проведение аварийно-восстановительных работ.
Согласно акту осмотра места аварии на полу кабинета обнаружена рухнувшая штукатурка, на потолке в уже имевшейся трещине образовалась дыра, имеющаяся трещина углубилась и расширилась, длина около 2 м., на потолке всего кабинета имеются трещины, переходящие на стены, с внешней стороны здания в этих местах имеются сквозные трещины.
Причинной аварийных ситуаций явились постоянные протечки кровли здания отдела Военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району, о которых Военным комиссариатом Республики Коми сообщалось неоднократно в адрес АО "Славянка", куда на постоянной основе направлялись заявки на проведение работ при исполнении АО Славянка" государственного контракта "Номер обезличен" от 02.02.2013.
Военной прокуратурой Воркутинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами филиала "Архангельский" АО "Славянка" требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при исполнении государственного контакта "Номер обезличен" от 19.05.2015 на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Минобороны России.
В ходе проведения проверки установлено, что по состоянию на 24.08.2015 работы по восстановлению потолочного слоя в кабинетах N 23 и N 31 здания отдела Военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району не проведены, ответы на заявки (обращения) в адрес военного комиссариата не поступили.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 210, 296, 309, 310, 702, 763 Гражданского кодекса РФ, и, оценив в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ письменные доказательства, пришел к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" о подведомственности данного спора Арбитражному суду, что предусмотрено государственным контрактом, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исковое заявление предъявлено военным прокурором Воркутинского гарнизона по результатам проверки исполнения должностными лицами филиала "Архангельский" ОАО "Славянка" требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при исполнении государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Минобороны России и иных фондов, используемых в интересах Минобороны России.
Иск предъявлен в защиту интересов Российской Федерации, так как не исполнение ответчиками договорных обязательств (не проведение ремонтных работ в отделе военного комиссариата и его ненадлежащее содержание) создает предпосылки к срыву выполнения мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", что причиняет ущерб Российской Федерации и ставит под угрозу её боеготовность и боеспособность.
Такое бездействие ответчиков нарушает также права и законные интересы неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, не являющихся участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ и иное законодательство не содержат норм, устанавливающих подведомственность арбитражным судам споров о защите прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц с участием юридических лиц, деятельность которых создает угрозу нарушения этих прав.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, исковое заявление о признании незаконным бездействия и обязании выполнить работы по устранению протечек кровли и их последствий в кабинетах NN23 и 31 отдела Военного комиссариата направлено на защиту и восстановление прав Российской Федерации и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда.
В тоже время статья 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ не относит к ведению арбитражных судов иски прокуроров в интересах Российской Федерации аналогичные заявленному по данному делу.
С учетом изложенного, исковое заявление подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что здание отдела Военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району нуждается в капитальном ремонте, проведение которого государственным контрактом не предусмотрено, не является основанием для отмены решения суда.
Как правильно указал суд первой инстанции, АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с заключенным Контрактом и договором от 10.08.2015 "Номер обезличен" приняло на себя обязательства по устранению аварий и их последствий в казарменно-жилищном фонде военных городков Минобороны России и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, к которым относится здание отдела Военного комиссариата Республики Коми, при этом, несмотря на неоднократно поступавшие заявки, от проведения работ по устранению протечек кровли и их последствий в кабинетах NN 23 и 31 отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району уклонилось.
Доводы апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле Министерства обороны РФ как собственника имущества не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. В рассмотрении дела участвовал в качестве третьего лица Военный комиссариат Республики Коми, который на основании положений Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" является территориальным органом Минобороны России.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.