Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области Будниковой Т.С. на решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 31 августа 2016 года по жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" на постановление о назначении административного наказания от 11 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова",
установила:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области, начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности 11 мая 2016 года Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры (ФГБУК) "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Административное правонарушение выразилось в следующем: ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" в нарушение срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленного Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557, внес указанный платеж за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежала внесению до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 31 августа 2016 года постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о назначении административного наказания от 11 мая 2016 года.
На указанное решение судьи подана жалоба старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области Будниковой Т.С. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 31 августа 2016 года.
Доводы жалобы сводятся к наличию в действиях ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" Хатюхин А.Б. возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав защитника ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" Хатюхина А.Б., исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что основания для отмены или изменения решения судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 31 августа 2016 года отсутствуют.
Судья районного суда при проверке законности и обоснованности постановления судьи старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области 11 мая 2016 года, проанализировав положения статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", КоАП РФ, пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о назначении административного наказания от 11 мая 2016 года. Данный вывод сделан судьей в связи с отсутствием в материалах дела на момент вынесения указанного постановления доказательств того, что именно ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, а не специализированная организация, осуществляющая на договорной основе непосредственное размещение отходов в целях их утилизации (хранения или захоронения).
При данных обстоятельствах судья районного суда отменил постановление о назначении административного наказания от 11 мая 2016 года и прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области Будникова Т.С., не согласившись с выводами судьи, в жалобе указала на доказанность в действиях ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ. В частности сослалась, как на доказательство отсутствия у специализированной организации обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, на расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, представленный театром.
С данной позицией согласиться нельзя в силу следующего.
В целях реализации задач, определенных в статье 24.1 КоАП РФ, должностное лицо при рассмотрении настоящего дела должно было установить состав административного правонарушения и иные обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ) на основании доказательств, полученных в установленном законом порядке - статья 26.2 КоАП РФ.
В статье 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Должностное лицо, определяя круг обстоятельств подлежащих доказыванию, осуществляя сбор доказательств в порядке определенном КоАП РФ, должен был принимать во внимание характер правоотношений, регламентированных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и принятыми в соответствии с данными законами нормативными актами, к которым отсылает статья 8.41 КоАП РФ.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Из пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Закона об охране окружающей среды и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" следует, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и соответственно переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится и обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Приведенные нормативные положения не учтены должностным лицом в ходе рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, в отношении ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова".
На момент вынесения постановления о назначении административного наказания от 11 мая 2016 года должностным лицом не разрешен вопрос о том, имел ли место факт заключения ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" со специализированной организацией гражданско-правового договора на оказание услуг по размещению отходов за ДД.ММ.ГГГГ. Наличие и условия такого договора не проверялись.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, на который в жалобе ссылается должностное лицо, не может заменить гражданско-правовой договор на оказание услуг по размещению отходов. Расчет не отражает согласованные контрагентами условия договора, в частности условие об обязанности одной из сторон договора внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, на момент вынесения постановления о назначении административного наказания от 11 мая 2016 года у должностного лица отсутствовали доказательства, позволяющие однозначно определить правомерность взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду с ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова".
В ходе рассмотрения жалобы судьей ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" приводило доводы о том, что учреждение не считает себя субъектом, обязанным осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не осуществляет размещение отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
В связи с этим следует отметить, что обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом оставлен без внимания вопрос о том, согласованы ли сторонами гражданско-правового договора на оказание услуг по размещению отходов, если таковое заключалось ФГБУК "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова", условия по переходу права собственности на вывезенные у управления бытовые отходы к специализированной организации, а также по передаче денежных средств такой организации для уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела применительно к нормам статьи 16 Закона об охране окружающей среды. Требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не были соблюдены должностным лицом.
Последующее предоставление должностным лицом договора на вывоз и утилизацию ТБО от ДД.ММ.ГГГГ не устраняет нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, допущенное на момент вынесения постановления.
В силу изложенного прихожу к тому, что вывод судьи о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области, начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Будниковой Т.С. от 11 мая 2016 года, обоснован.
При разрешении жалобы, судьей установлены все обстоятельства, обязательность установления которых определена в статье 26.1 КоАП РФ. Оценка собранными по делу доказательствам дана судьей по правилам статей 26.2, 26.11 КоАП РФ. Решение судьи соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Проверяя дело в полном объеме, также не усматриваю при вынесении решения судьей районного суда существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены решения судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 31 августа 2016 года не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решила:
Решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 31 августа 2016 года по жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" на постановление о назначении административного наказания от 11 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области, начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Будниковой Т.С. - без удовлетворения.
Судья Ярославского
областного суда
Щеголькова Е.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.