Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 07 июля 2016 г. по делу N 33а-336/2016
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.,
и судей - Агапова А.А.,
- Андрусова В.А.,
при секретаре - Лесковой К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении окружного военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "воинское звание" Ревингина Н.Б. об оспаривании действий командующего войсками "данные изъяты" военного округа, связанных с увольнением с военной службы, по апелляционной жалобе административного истца на решение Биробиджанского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Андрусова В.А., объяснения административного истца Ревингина Н.Б. в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя командующего войсками "данные изъяты" военного округа Сергеевой Ю.С., возражавшей против этих доводов, а также заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа майора юстиции Анчутина А.В., полагавшего необходимым решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Ревингина Н.Б., в котором он просил признать незаконными действия командующего войсками "данные изъяты" военного округа, связанные с увольнением его с военной службы без обеспечения жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства и обязать указанное должностное лицо отменить свой приказ от ДД.ММ.ГГГГ N в части увольнения его с военной службы, восстановив на таковой до обеспечения жильем, и взыскании судебных расходов в размере "данные изъяты" рублей, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с решением суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции автор жалобы указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что отказ от предложенных жилых помещений в п. "поселок", г. "город 1" и "поселок" "данные изъяты" области не может влечь за собой увольнение с военной службы без предоставления жилья, поскольку данные населенные пункты не соответствуют избранному им месту жительства. В едином реестре жилья должностными лицами федерального государственного казенного учреждения " "Учреждение"" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение ФГКУ " "Учреждение"" МО РФ) была допущена ошибка, и вместо избранного места жительства г. "город 2" был указан "город 3" "данные изъяты" области.
По факту отсутствия строительства жилья для военнослужащих в г. "город 2", автор жалобы отмечает, что для реализации прав военнослужащих на получение жилья в избранном месте жительства приказом Министра обороны РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 предоставлено право ФГКУ " "Учреждение"" МО РФ закупать готовое жилье для военнослужащих. Кроме того, согласно сообщению начальника ФГКУ " "Учреждение"" от 30 июня 2015 года N, на которое ссылается Биробиджанский гарнизонный военный суд, отсутствуют сведения о будущем строительстве жилья в "город 2", следовательно, однозначный вывод о том, что в указанном городе не будет вестись строительство, сделать нельзя.
Также автор жалобы обращает внимание на тот факт, что уведомление о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, врученное ему 4 августа 2015 года, носило информационный характер. Формой обеспечения жильем им выбрано получение готового жилья в избранном месте жительства, при этом желание изменить данную форму обеспечения он не изъявлял и предоставить ему жилищную субсидию не просил.
Не изучен, по мнению автора жалобы, судом первой инстанции вопрос о предоставлении ему служебного жилья, на получение которого он стоит в очереди с 2007 года. Выводы суда первой инстанции об отказе от служебного жилья не соответствуют действительности, поскольку какого-либо ответа на извещение о предлагаемом служебном жилье он не давал, а обратился к должностным лицам ФГКУ " "Учреждение"" МО РФ и директору Департамента жилищного обеспечения МО РФ за разъяснениями, имеет ли военнослужащий, у которого истек срок контракта, право на получение служебного жилья, из ответов которых стало очевидно, что в случае увольнения военнослужащего, у соответствующих органов имеется законное право выселить его и членов его семьи из служебного жилья.
В заключение автор жалобы указывает на предвзятое отношение к нему со стороны судьи, председательствующего по делу, как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и в ходе его рассмотрения.
В письменных возражениях, поступивших на апелляционную жалобу от представителя командующего войсками "данные изъяты" военного округа ФИО1., приводятся доводы о необоснованности жалобы и законности решения суда первой инстанции, поскольку Ревингин Н.Б. злоупотребляет правом отказываясь, в условиях отсутствия у Министерства обороны РФ возможности обеспечить его готовым жильем в г. "город 2", от получения жилищной субсидии.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, а также представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении требования административного истца, гарнизонный военный посчитал, что командованием были приняты достаточные меры к обеспечению его жилым помещением перед увольнением с военной службы, а административный истец своими действиями препятствовал его обеспечению жильем. Данный вывод суд первой инстанции мотивировал тем, что Ревингин Н.Б., несмотря на извещение начальником отделения (территориальное г. "город 4") ФГКУ " "Учреждение"" МО РФ об отсутствии в избранном им месте жительства (г. "город 2") жилых помещений для военнослужащих, не дал согласия на получение предлагаемого ему жилья в п. "поселок" г. "город 1" и "поселок" "данные изъяты" области и на оформление документов для получения жилищной субсидии, а, кроме того, отказался от получения распределенного ему служебного жилого помещения в г. "город 4".
Однако с такой позицией гарнизонного военного суда нельзя согласиться.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Статьёй 3 названного выше Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (вступившего в силу с 1 января 2014 года), определено, что лица, указанные в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Лицам, указанным в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ), отказавшимся, начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим, начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если указанные военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии то согласия таких военнослужащих на увольнение по названным выше основаниям без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
Указанная норма, запрещая увольнять определенные категории военнослужащих до предоставления им жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспеченности жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы, то есть в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.
Таким образом, абзац 2 п. 1 ст. 23 названного выше федерального закона, являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение указанных в нем военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без их согласия до обеспечения жильем по избранному ими после волнения с военной службы месту жительства.
Как следует из материалов дела, Ревингин Н.Б. по месту службы г. "город 4" жилым помещением не обеспечен, проживает на условиях поднайма, в июне 2007 года был принят на учёте нуждающихся жилых помещениях, а в октябре 2010 года им избран качестве места жительства г. "город 2". С указанного времени он не изменял как избранное место жительства, так и способ обеспечения жилым помещением. При этом уполномоченным органом МО РФ ему не предлагалось получить жилое помещение, расположенное в избранном им месте жительства.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым признать выводы суда первой инстанции неверными, поскольку нежелание Ревингина Н.Б. получать жилое помещение в населенном пункте, отличном от избранного им места жительства, жилищную субсидию, а также служебное жилое помещение по месту службы в период увольнения с военной службы, не противоречит закону, в связи с чем решение гарнизонного военного суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, ст. 308 и пп. 1 и 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Биробиджанского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2016 года по административному исковому заявлению Ревингина Н.Б. об оспаривании действий командующего войсками "данные изъяты" военного округа, связанных с увольнением с военной службы, отменить и принять по делу новое решение:
"Административное исковое заявление Ревингина Н.Б. удовлетворить.
Признать незаконным решение командующего войсками "данные изъяты" военного округа об увольнении Ревингина Н.Б. с военной службы без обеспечения жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства и обязать указанное должностное лицо отменить свой приказ от ДД.ММ.ГГГГ N в части увольнения административного истца с военной службы, о чем сообщить в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в суд и административному истцу".
Согласовано:
Судья В.А. Андрусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.