Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Песковой Ж.А.,
при секретаре Сливиной З.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Григорьяна Ю.Ш. к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о назначении пенсии за выслугу лет, по апелляционной жалобе администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 30 мая 2016 года, которым постановлено:
удовлетворить вышеуказанные требования.
Обязать администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области назначить Григорьяну Ю.Ш. пенсию за выслугу лет с 16 февраля 2016 г. в соответствии с п. 2.3 Положения "О пенсии за выслугу лет, выборным должностным лицам местного самоуправления Воскресенского муниципального района, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Воскресенского муниципального района", утвержденного решением районного Собрания N 28 от 17 мая 2012 г., в размере 20 процентов ежемесячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии с п. 2.2 настоящего Положения, по соответствующей должности.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Григорьян Ю.Ш. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что 09 апреля 2001 г. решением муниципального Собрания объединенного муниципального образования Воскресенского района Саратовской области он был утвержден депутатом собрания на постоянной основе и 20 марта 2006 г. был освобожден от занимаемой должности в связи с окончанием срока полномочий. После назначения пенсии по возрасту, он 16 февраля 2016 г. обратился с заявлением на имя главы администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о назначении ему пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность. Однако ему было отказано со ссылкой на п. 2 Положения "О пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления Воскресенского района, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Воскресенского муниципального района", утвержденного решением Собрания Воскресенского муниципального района Саратовской области от 17 мая 2012 г. N 28, в связи с неполным сроком замещения выборной должности на постоянной основе (менее 5 лет). Считал отказ в назначении пенсии за выслугу лет незаконным. Просил обязать администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области назначить ему пенсию за выслугу лет с 16 февраля 2016 г. в соответствии с п. 2.3 Положения "О пенсии за выслугу лет, выборным должностным лицам местного самоуправления Воскресенского муниципального района, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Воскресенского муниципального района", утвержденного решением Собрания N 28 от 17 мая 2012 г. в размере 20 процентов ежемесячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии с п. 2.2 настоящего Положения, по соответствующей должности.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Воскресенского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить, полагая, что отсутствовали основания для удовлетворения иска. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывала свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Полагает, что судом неверно оценены доказательства.
В суде апелляционной инстанции Григорьян Ю.Ш. считал решение законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (Постановление от 16 июля 2007 года N 12-П; Определения от 8 февраля 2001 года N 45-О, от 10 октября 2013 года N 1591-О и др.).
В Федеральном законе от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11). Согласно пункту 5 части 1 его статьи 23 муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Это законоположение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении N 1591-О от 10 октября 2013 года, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления обеспечивает участие в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (часть 1 статьи 130, часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти.
Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Поэтому органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
В статье 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечислены органы местного самоуправления, к которым отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Таким образом, муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц, замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления.
В связи с чем, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании.
Судом установлено, что решением Собрания Воскресенского муниципального района Саратовской области N 28 от 17 мая 2012 г. утверждено Положение "О пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления Воскресенского муниципального района, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Воскресенского муниципального района" (далее - Положение), которым установлены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет, порядок ее назначения, выплаты и индексации.
В п. 1.5 Положения указано, что выплата пенсии за выслугу лет производится органом администрации Воскресенского муниципального района, осуществляющим полномочия в сфере назначения и выплаты пособий, субсидий, иных социальных выплат на территории Воскресенского района.
Согласно п. 1.6 Положения размер пенсии за выслугу лет, установленный в соответствии с настоящим Положением, не может быть ниже 2800 руб.
В силу п. 2.1 Положения право на пенсию за выслугу имеют лица, замещавшие выборные должности на постоянной основе не менее одного полного срока созыва в представительном органе местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области, установленного Уставом Воскресенского муниципального района Саратовской области, освобожденные от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.
В п. 2.2 Положения установлено, что размер пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам исчисляется по их выбору исходя из установленного решениями Собрания Воскресенского муниципального района размера ежемесячного денежного вознаграждения по должности, замещавшейся на день достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию, либо по последней должности, полномочия по которой были прекращены.
В соответствии с п. 2.3 Положения пенсия за выслугу лет выборным должностным лицам, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе полный срок созыва, назначается в размере 20 процентов ежемесячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения, по соответствующей должности.
Из материалов дела следует, что Григорьян Ю.Ш. 09 апреля 2001 г. решением муниципального собрания объединенного муниципального образования Воскресенского района Саратовской области был утвержден депутатом собрания на постоянной основе. 02.08.2001 г. избран секретарем муниципального Собрания на постоянной основе. 20 марта 2006 г. был освобожден от занимаемой должности в связи с окончанием срока полномочий (л.д. 12 копия трудовой книжки).
С 09 февраля 2016 г. Григорьян Ю.Ш. является получателем страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12. 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
16 февраля 2016 г. истец обратился в администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет. Ответчик отказал ему в назначении данной пенсии в связи с тем, что он замещал выборную должность на постоянной основе неполный срок, то есть менее одного полного срока созыва в представительном органе местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области, установленного Уставом Воскресенского муниципального района Саратовской области.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Григорьян Ю.Ш. имеет право на назначение пенсии за выслугу лет на основании п. 2.3 Положения со дня обращения за ней, то есть с 16 февраля 2016 года, поскольку был утвержден в должности депутата собрания на постоянной основе и был освобожден от этой должности в связи с прекращением срока полномочий, то есть замещал должность в течение всего срока созыва.
Довод ответчика о том, что Григорьян Ю.Ш. замещал выборную должность менее 5 лет, суд не принял во внимание, поскольку в соответствии с п. 2 Положения право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие выборные должности на постоянной основе не менее одного полного срока созыва в представительном органе местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области. В соответствии с п.1 Устава Воскресенского муниципального района срок полномочий депутата районного Собрания начинается со дня избрания его депутатом и прекращается со дня начала работы районного Собрания нового созыва.
Судебная коллегия считает ошибочными указанные вводы суда первой инстанции.
Из положений ст. ст. 16, 18 Устава объединенного муниципального образования Воскресенского района, принятого на местном референдуме 22 декабря 1996 года (действовал до 01.01.2006 г)., следует, что началом работы Собрания муниципального района нового созыва считается день проведения первого заседания Собрания муниципального района нового созыва. Срок полномочий Собрания муниципального района прежнего созыва прекращается со дня начала работы Собрания муниципального района нового созыва.
В ч.3, ч.8 ст. 24 Устава Воскресенского района, утверждённого решением муниципального Собрания ОМО Воскресенского района от 10.12.2005 г. N 76 (действовал с 01.01.2006 г.), установлено, что полномочия районного Собрания как коллегиального органа начинаются со дня его первого заседания. Полномочия районного Собрания предыдущего созыва прекращаются со дня начала работы Собрания нового созыва.
В ч. 3 ст.21 вышеуказанного Устава, действующего с 01.01.2006 г., указано, что в соответствии с решением районного Собрания депутат может осуществлять депутатскую деятельность на постоянной или непостоянной основе. На постоянной основе может работать 1 депутат.
Из положений ч.1 ст. 18 данного Устава, утвержденного 10.12.2005 г., следует, что глава района является председателем районного Собрания и организует работу районного Собрания в соответствии с настоящим Уставом. Глава района исполняет свои обязанности на постоянной основе.
В силу п. 2.1 Положения право на пенсию за выслугу имеют лица, замещавшие выборные должности на постоянной основе не менее одного полного срока созыва в представительном органе местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области, установленного Уставом Воскресенского муниципального района Саратовской области, освобожденные от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий,
В соответствии с п. 2.3 Положения пенсия за выслугу лет выборным должностным лицам, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе полный срок созыва, назначается в размере 20 процентов ежемесячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения, по соответствующей должности.
Исходя из вышеизложенного, истцу следовало доказать, что он замещал выборные должности на постоянной основе не менее одного полного срока созыва в представительном органе местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области, установленного Уставом Воскресенского муниципального района Саратовской области.
Полный срок созыва представительного органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области, в силу положений вышеуказанного Устава начинается со дня проведения первого заседания Собрания муниципального района нового созыва и прекращается со дня начала работы Собрания муниципального района следующего за ним нового созыва.
Как следует из сообщения заведующего сектором по делам архивов администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 10.05.2016 г. N39 первое заседание депутатов 2 созыва Собрания объединенного муниципального образования Воскресенского района Саратовской области, избранных 24.12.2000 г., состоялось 27.12.2000 г. Первое заседание депутатов созыва Собрания Воскресенского муниципального района Саратовской области, состоялось 20.03.2006 г.
Таким образом, полный срок созыва в представительном органе местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области продолжался с 27.12.2000 г. по 20.03.2006 г.
Истец замещал выборную должность на постоянной основе в представительном органе местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области с 09 апреля 2001 г. по 20 марта 2006 г., то есть не полный срок одного созыва в представительном органе местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области, установленного Уставом Воскресенского муниципального района Саратовской области.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, поскольку при таких обстоятельствах у истца не возникло право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением "О пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления Воскресенского района, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Воскресенского муниципального района".
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, и считает необходимым постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 30 мая 2016 года отменить.
Принять новое решение, которым отказать Григорьяну Ю.Ш. в удовлетворении иска к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о назначении пенсии за выслугу лет.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.