Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении Местной религиозной организации православный Приход храма Святой Троицы г. Кемерово Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по жалобе защитника организации на постановление по делу и решение судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 1 июля 2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 5 мая 2016 г. Местная религиозная организация православный Приход храма Святой Троицы г. Кемерово Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты"
Решением начальника департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 24 мая 2016 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе защитник организации ФИО1 действующий в соответствии с доверенностью от 27 мая 2016 г. (л.д. 4), просил постановление отменить, указывая на отсутствие в постановлении данных о количестве и концентрации выброса вредных веществ в атмосферный воздух, превышения нормативов содержания вредных веществ в атмосферном воздухе; отнесения объекта к источнику вредных выбросов; характер деятельности организации, не являющейся хозяйственной.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 1 июля 2016 г. в удовлетворении жалобы было отказано.
В жалобе защитник организации ФИО2 действующий в соответствии с доверенностью от 15 февраля 2016 г. (л.д. 63), просил постановление и решения отменить, ссылаясь на те же доводы.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ФИО2., поддержавшего доводы жалобы, представителя департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО3., действующего на основании доверенности от 2 февраля 2016 г., возражавшего в удовлетворении жалобы, считаю решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из постановления должностного лица следует, что проведенной в отношении Местной религиозной организации православный Приход храма Святой Троицы г. Кемерово Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) внеплановой выездной проверкой соблюдения требований природопользования установлено осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ от котельной, печи сторожки, расположенных по "адрес", с октября 2015 года без специального разрешения, что является нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Бездействие организации было квалифицировано ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Рассматривая жалобы, вышестоящее должностное лицо и суд пришли к выводу о наличии в действиях организации состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ. Судья пришел к выводу о том, что оборудование, используемое в котельной и сторожке, является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, используемых в отсутствии специального разрешения, организация осуществляет иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Выводы суда нельзя признать соответствующие требованиям ст. 24.1, 26.11 КоАП РФ.
Часть 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Устанавливая вину организации в совершении правонарушения, должностное лицо исходило из установления факта осуществления отопления здания храма котельной, оснащенной двумя отопительными водогрейными котлами КЧМ-5-к 60 кВт и 80 кВт, работающими на угле, при сжигании которого, согласно Методике определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час. или менее 20 Гкал в час. М., НИИ Атмосфера, 1999, методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ, введенному в действие письмом Минприроды России от 29 марта 2012 г. N 05-12-47/4521, выделяются загрязняющие вещества: диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, зола твердого топлива, оксид углерода, бензапирен, подлежащие нормированию в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-Р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды"; при сжигании топлива в печи сторожки в атмосферный воздух выделяются зола углей, пыль неорганическая, взвешенные вещества, подлежащие нормированию согласно Распоряжению Правительства РФ N 1316-Р. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников у организации отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Учитывая требования закона в части получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух должен быть доказан.
Под вредным (загрязняющим) веществом, согласно ст. 1 указанного выше закона понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Вместе с тем, в материалах дела доказательств того, что эксплуатация котельной сопровождается выбросом в атмосферный воздух веществ в количестве и (или) концентрации, позволяющих идентифицировать их в качестве вредных (загрязняющих) не представлены. При проведении проверки, отбор каких-либо проб не осуществлялся, концентрация вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе от источников выбросов не определялась.
Вывод о наличии выброса обществом вредных веществ сделан на основе визуального наблюдения, без установления конкретных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух от работы котельной и печи, в каком количестве и (или) концентрациях. Также административным органом не указаны нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения.
При рассмотрении жалобы судом не проверено, достаточно ли установления обстоятельств выброса работающей котельной в атмосферный воздух веществ, для вывода о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Кроме этого, характеру деятельности организации оценка не была дана, надлежащим образом не подтверждено, что организация относится к числу обязанных получать специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, поскольку, исходя из толкования я. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, объективную сторону указанного правонарушения образует отсутствие специального разрешения у субъекта хозяйственной или иной деятельности, эксплуатирующего стационарные, передвижные и иные источники воздействия на окружающую среду.
Следовательно, требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела и жалобы, судьей районного суда выполнены не были.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 1 июля 2016г. отменить, жалобу направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Судья Т.А. Ершова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.