Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Фроловой И.М., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Галкине А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ч.Т.П. на решение Советского районного суда г. Брянска от 21 июня 2016 года по делу по иску Ч.Т.П. к Советской районной администрации г. Брянска о признании незаконным решения и понуждении восстановить на жилищном учете.
Заслушав доклад судьи Парамоновой Т.И., объяснения представителя Ч.Т.П. - Г.Е.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ч.Т.П. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она и ее муж Ч.М.М. имеют статус добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение. С 11 марта 2013 года они постоянно проживают и зарегистрированы в "адрес", по адресу: "адрес", по договору найма жилого помещения. Данная квартира принадлежит на праве собственности свекру истца. 10 декабря 2013 года в виду отсутствия жилых помещений по договору социального найма и на праве собственности, она составом семьи два человека, включая супруга, Советской районной администрацией г. Брянска признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на жилищный учет.
При этом они включены в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Письмом от 15 марта 2016 года N 221/5 Ч.Т.П. была уведомлена о том, что распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от 15 марта 2016 года N 48-р она исключена из программы и снята с жилищного учета в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для граждан переселившихся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение предоставляются по достижении ими пенсионного возраста.
Ссылаясь на необоснованность принятого решения, а также положения ст.ст. 13, 17, 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Ч.Т.П. просила суд:
признать незаконным решение жилищной комиссии при Советской районной администрации г. Брянска от 10 марта 2016 года (протокол N) и пункт 2.3.4 распоряжения Советской районной администрации г. Брянска от 15.03.2016 года N 48-р об исключении Ч.Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из списка граждан участников подпрограммы "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и снятии с жилищного учета;
обязать Советскую районную администрацию г. Брянска восстановить Ч.Т.П. с составом семьи два человека на учете в качестве нуждающейся в жилых помещения с даты подачи заявления;
признать за Ч.Т.П. право на участие в подпрограмме "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года;
обязать Советскую районную администрацию г. Брянска включить Ч.Т.П. с составом семьи два человека в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года с даты подачи заявления.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 21 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований Ч.Т.П. отказано.
В апелляционной жалобе Ч.Т.П. просит решение суда отменить, считая его принятым при неправильном применении норм материального права. Полагает, что суд незаконно применил положения п. 2 ст. 22 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС", поскольку она и её муж не являются переселившимися после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, а с рождения проживали в загрязненной зоне. Действующее законодательство не содержит положений, согласно которым лица, рожденные в зоне отселения, приравниваются по объему прав к лицам, переселившимся в данную зону.
В суде апелляционной инстанции представитель Ч.Т.П. - Г.Е.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила её удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия - не представили, об отложении слушания по делу - не ходатайствовали, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Ч.Т.П. - Г.Е.Н., судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ч.Т.П. с момента рождения - ДД.ММ.ГГГГ и до 25 февраля 2013 года проживала в г. Клинцы Брянской области, по адресу: "адрес".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территория г. Клинцы Брянской области отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
В настоящее время истец вместе со своим мужем Ч.М.М. проживают и зарегистрированы по адресу: "адрес" (л.д. N).
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Ч.М.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32-АД N от ДД.ММ.ГГГГ. Истец и её муж занимают указанную квартиру на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N).
На основании удостоверения N от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения N от ДД.ММ.ГГГГ супруги Ч имеют статус выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение (л.д. 50, 51).
"адрес"ной администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р Ч.Т.П. поставлена на жилищный учет с составом семьи из двух человек и включена в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" (л.д. N).
Письмом N 221/5-и от 15 марта 2016 года Ч.Т.П. уведомлена об исключении из программы "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", и снятии её распоряжением Советской районной администрации г. Брянска N 48-р от 15 марта 2016 года с жилищного учета в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, с указанием на ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. N).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что меры социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий могут быть предоставлены гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в последующий период, только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, Ч.Т.П. право выхода на пенсию по этим основаниям не имеет.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, фактических обстоятельствах дела и исследованных судом доказательствах.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п.п. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п.11 ч.1 ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В силу п. 7 ст. 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно ст.ст. 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ, Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане (определения от 6 ноября 2014 года N 2636-О и N 2671-О).
Характер и степень вреда, причиненного здоровью вследствие радиации, у лиц, находившихся в чернобыльской зоне в момент аварии, и у лиц, переселившихся в эту зону после аварии или родившихся спустя нескольку лет после аварии, будет различен. Ч.Т.П. родилась в Чернобыльской зоне после аварии - ДД.ММ.ГГГГ, поэтому судом первой инстанции истец обоснованно приравнена по объему прав к лицам, переселившимся в зону радиационного загрязнения, как менее пострадавшая по сравнению с лицами, находившимися в этой зоне в момент катастрофы.
Исходя из анализа ст. 22 Закона суд первой инстанции пришел к выводу, что меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан переселившихся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселении, а также родившимся в данной зоне в последующий период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации, поскольку и те и другие находятся в одинаковых условиях, на основании которых закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты, то есть характер и степень вреда, причиненного их здоровью, одинаков.
Таким образом, Ч.Т.П., проживавшая в зоне с правом на отселения в период с 27 ноября 1988 года, не приобрела право на получение мер социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий, так как у неё не возникло право выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в радиоактивных зонах.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении спора суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, которым дал надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы быть не могут.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 21 июня 2016 года по делу по иску Ч.Т.П. к Советской районной администрации г. Брянска о признании незаконным решения и понуждении восстановить на жилищном учете - оставить без изменений, апелляционную жалобу Ч.Т.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Парамонова
Судьи областного суда: И.М. Фролова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.