Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
судей Мариной Ж.В.
Кулешовой Е.В.
при секретаре Можаевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Н.Е.Н. на решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 15 июня 2016 года по делу по административному иску Межрайонной ИФНС России N5 по Брянской области к Н.Е.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу.
Заслушав доклад судьи Киселевой Е.А., объяснения Н.Е.Н., возражения представителя Межрайонной ИФНС России N5 по Брянской области П.Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 5 по Брянской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Н.Е.Н. задолженности по земельному налогу за 2014 год в сумме "данные изъяты", ссылаясь в обоснование заявленных требований на положение ст.ст. 23,48, 69,388,393,397 НК РФ, указав, что в адрес Н.Е.Н. направлялось требование N N по состоянию на 09.10.2015г., в котором ей было предложено погасить налоговую задолженность, в срок до 19.11.2015 года, однако, административным ответчиком по требованию оплачено только "данные изъяты", в остальной части задолженность не погашена.
По уточненным требованиям Межрайонная ИФНС России N 5 по Брянской области просила взыскать с Н.Е.Н. задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме "данные изъяты".
Решением суда административный иск Межрайонной ИФНС России N5 по Брянской области к Н.Е.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу - удовлетворен. Взыскано с Н.Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной ИФНС России N 5 по Брянской области задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме "данные изъяты". Взыскано с Н.Е.Н. в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме "данные изъяты".
В апелляционной жалобе административный истец Н.Е.Н. просит решение суда отменить. Указывает, что суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, а именно не принял во внимание ходатайство ответчика о предоставлении отсрочки оплаты земельного налога. Полагает, что согласно Письму Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с многократным увеличением суммы земельного налога за 2014 год допускается приравнивание кадастровой стоимости к рыночной стоимости земельного участка.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Межрайонной ИФНС России N5 по Брянской области Р.Е.П. полагает, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Н.Е.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила их удовлетворить.
Представитель Межрайонной ИФНС России N5 по Брянской области П.Н.В. считает, что решение суда является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что административному ответчику на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами - N В соответствии со ст. 388 ПК РФ административный ответчик является плательщиком земельного налога (л.д. 42,43,44,50,51,52,53).
Установлено, что административному ответчику был начислен земельный налог за 2014 год в сумме "данные изъяты" со сроком уплаты до 01.10.2015 года, о чем административный ответчик был извещен налоговым уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
В связи с неуплатой земельного налога в заявленном размере в установленные сроки административному ответчику в соответствии со ст.69 НК РФ было направлено требование об уплате налога N по состоянию на 09.10.2015г. со сроком уплаты недоимки по земельному налогу в сумме "данные изъяты" до 19.11.2015г. (л.д. 7).
Данное требование Н.Е.Н. частично исполнила, земельный налог не оплачен в сумме "данные изъяты".
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Удовлетворяя административный иск Межрайонной ИФНС России N5 по Брянской области о взыскании с Н.Е.Н. задолженности по земельному налогу в сумме 465 142 рубля 38 копеек, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из того, что расчет задолженности произведен правомерно, определен налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которой предоставлены уполномоченными органами в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и процессуального права, соответствующим, установленным обстоятельствам дела.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п.1 ст.389 ПК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст.390 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогов ого кодекса РФ). Налоговым периодом признается календарный год ( ст.393 НК РФ).
В силу п.1 ст.394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы - органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.4 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности но уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится, взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, т.е. в порядке, предусмотренном ст.ст.46-48 настоящего Кодекса.
В силу п.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с п.4 ст.397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Пунктом 1 статьи 69 НK РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Исходя из положений статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании недоимки по налогу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Доводы ответчика о том, что в связи с многократным увеличением суммы земельного налога за 2014 год в соответствии с Письмом Минфина РФ от 30.08.2012 N03-05-05-02/89 допускается приравнивание кадастровой стоимости к рыночной стоимости земельного участка несостоятельны.
Согласно абз.6 п.1 ст.391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Информация об объектах налогообложения, в том числе об их кадастровой стоимости, необходимая для исчисления земельного налога налогоплательщикам - физическим лицам, формируется на основании сведений, поступающих из органов Росреестра в соответствии со ст.85 НК РФ. При этом в соответствии с вышеназванной статьей органы Росреестра обязаны представить в налоговые органы, регламентированные сведения ежегодно до 15 февраля по состоянию на 1 января текущего года.
Как следует из материалов дела, Н.Е.Н. не представила сведения об оспаривании ею кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно ст.189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Довод административного ответчика относительно не принятого во внимание судом первой инстанции ходатайства о предоставлении отсрочки несостоятельны, так как в силу положений ст.189 КАС РФ ответчик не лишен возможности обращения с заявлением в суд для разрешения ходатайства по принятому решению. Соответствующее заявление может быть подано после вступления решения суда в законную силу до момента фактического исполнения судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст.310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
На основании ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Н.Е.Н. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 15 июня 2016 года по делу по административному иску Межрайонной ИФНС России N5 по Брянской области к Н.Е.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Киселева
Судьи Ж.В. Марина
Е.В. Кулешова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.