Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Ельчаниновой Г.А.
судей: Ениславской О.Л. и Захаровой Л.В.
при секретаре:
Михайловой С.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе В.Н.Ю. и В.А.В. на решение Псковского городского суда Псковской области от 11 июля 2016г., которым постановлено:
"В удовлетворении иска В.Н.Ю. и В.А.В. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, отделению (территориальное, г. Псков), ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, признании незаконным отказа отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, признании участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, и обязании "ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации оформить необходимые документы для выделения государственного жилищного сертификата для приобретения благоустроенного жилого помещения отказать."
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения представителя В.Н.Ю. и В.А.В. - М.В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Н.Ю. и В.А.В. обратились в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, отделению (территориальное, г.Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании незаконным отказа в признании участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках данной подпрограммы и возложении обязанности по оформлению необходимых документов.
В обоснование требований указали, что они проживают на территории закрытого военного городка в служебной квартире N дома N в м.Владимирский лагерь Струго-Красненского района, в которую были вселены на основании решения Стругокрасненского районного суда от 16.02.2005. Полагая, что в условиях отсутствия связи с военным ведомством они подлежат отселению из закрытого военного городка, В.Н.Ю. обратилась в Псковское территориальное отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о признании ее составом семьи 2 человека, включая дочь В.А.В., участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Решением указанного органа от 21.01.2016 в удовлетворении этого обращения было отказано с указанием на несоответствие требованиям, предъявляемым к участникам данной Подпрограммы, содержащимся в подпункте "а" пункта 22 Правил выпуска и реализации ГЖС. Однако они ставят вопрос об обеспечении их жильем как лиц, подлежащих переселению из закрытого военного городка. В этом случае соответствующее право, предусмотренное подпунктом "б" пункта 5 Правил, порождает сам факт проживания в таком административно-территориальном образовании.
При таких обстоятельствах, В.Н.Ю. и В.А.В. просили осуществить защиту их нарушенных жилищных прав в судебном порядке.
Представители ответчиков - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, отделения (территориальное, г.Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Департамента жилищного обеспечения МО РФ и представитель третьего лица - ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились.
В письменных возражениях ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ указывалось на то, что оснований для признания истцов участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы не имеется, а само их проживание в закрытом военном городке не порождает права для обеспечения жильем посредством ГЖС.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе В.Н.Ю. и В.А.В. ставится вопрос об отмене данного судебного постановления с принятием нового решения об удовлетворении иска. Мотивируя позицию, апеллянты ссылаются на то, что они не имеют какой-либо связи с военным ведомством и при этом в силу положений ст.13 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" относятся к лицам, которые не могут быть выселены из занимаемого жилья без предоставления другого жилого помещения. Это обусловливает возникновение как их прав на переселение, так и обязанности государства, в лице уполномоченных органов, по обеспечению их жилым помещением.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда 1 инстанции.
Установлено, что В.Н.Ю. и В.А.В. занимают служебное жилое помещение, представляющее собой 1 комнатную квартиру N в доме N в м.Владимирский Лагерь Струго-Красненского района Псковской области.
Это жилье было предоставлено им Островской КЭЧ района на основании договора найма служебного жилого помещения от 03.04.2007г., заключенного во исполнение решения Стругокрасненского районного суда от 16.03.2005г., которым данные лица были выселены из ранее занимаемой служебной жилой площади.
Поскольку м.Владимирский Лагерь входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства РФ N 752-р от 01.06.2000г., то В.Н.Ю. обратилась в Псковское отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о включении ее составом семьи 2 человека, включая дочь В.А.В., в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Уведомлением N 60-32/2016/5 от 21.01.2016 в удовлетворении данного заявления было отказано в связи с несоответствием гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (подп. "а" п.22 Правил).
Непосредственно указывалось на то, что В.Н.Ю. на учете нуждающихся в жилых помещениях в МО РФ не состоит, требований о выселении к ней и членам ее семьи не предъявляется, а, следовательно, у нее отсутствует право на получение жилого помещения по линии МО РФ.
Мотивируя обратную позицию и обосновывая настоящие исковые требования, истцы исходят из того, что в силу подп. "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов их право на обеспечение жильем порождает сам факт проживания в закрытом военном городке.
По результатам рассмотрения спора, суд правильно признал указанную позицию необоснованной, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Так, согласно ч.1, ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153 (ред. от 23.09.2015г.) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Положениями подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Исходя из системного анализа данных норм, предоставление жилищного сертификата по указанному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Правом же на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем. При этом проживание в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Аналогичное толкование положений действующего законодательства, регламентирующих вопросы обеспечения жильем посредством выдачи ГЖС лиц, занимающих жилые помещения в закрытых военных городках, содержится в определениях Верховного Суда РФ от 08.09.2015г. N 91-КГ15-2, от 16.02.2016г. N 91-КГ15-5, от 12.04.2016г. N91-КГ16-2.
В данном случае решения о переселении граждан из закрытого военного городка в м.Владимирский Лагерь Струго-Красненского района Псковской области не принималось.
Оснований рассматривать В.Н.Ю. и В.А.В. в качестве лиц, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, также не имеется.
Из материалов дела следует, что, в числе нуждающихся в обеспечении жилым помещением истцы жилищными органами Министерства обороны РФ не учитываются. На территории закрытого военного городка они занимают служебное жилое помещение, предоставленное в связи с выселением их, как бывших членов семьи военнослужащего В.В.В., из другого служебного жилья. При этом сами В.Н.Ю. и В.А.В. в трудовых или служебных отношениях с Министерством обороны РФ никогда не состояли.
В тоже время, поскольку в отношении закрытого военного городка м.Владимирский лагерь, не установлены такие условия особого режима, которые ограничивали бы дальнейшее проживание в нем граждан, находящимися на его территории, то отсутствие какой-либо связи истцов с военным ведомством, само по себе не влечет реализацию в отношении них процедуры переселения.
Никаких требований о выселении В.Н.Ю. и В.А.В. из занимаемого жилого помещения никем не предъявляется. С учетом этого их ссылка на положения ст.13 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" не имеет юридического значения.
Таким образом, исходя из совокупной оценки приведенных обстоятельств, истцы не обладают правом на признание их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" с целью обеспечения жильем посредством ГЖС.
В этих условиях отказ суда в удовлетворении заявленных исковых требований являлся правомерным.
На основании изложенного судебная коллегия признает решение суда 1 инстанции в целом законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 11 июля 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Н.Ю. и В.А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А.Ельчанинова
Судьи: О.Л.Ениславская
Л.В.Захарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.