Президиум Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ляхницкого В.В.,
членов президиума: Кислиденко Е.А., Новокрещенова Н.С., Симанчевой Л.В., Трапезникова П.В.,
при секретаре Деревцовой А.А.,
рассмотрел гражданское дело по иску И. к государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в оплате стоимости проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему лицу к месту лечения и обратно, взыскании стоимости проезда, по кассационной жалобе заместителя директора государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Ведерникова В.Н. на решение Братского городского суда Иркутской области от 10 ноября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Бадлуевой Е.Б., объяснения представителя государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Шевелевой О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, президиум Иркутского областного суда
УСТАНОВИЛ:
И. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Иркутское региональное отделение Фонда) о признании незаконным отказа филиала N 9 Иркутского регионального отделения Фонда от (дата изъята) в оплате стоимости проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно, о взыскании денежных средств в размере (данные изъяты). В обоснование исковых требований И. ссылался на то, что его сын М., (дата изъята) года рождения, является ребенком-инвалидом. По результатам обследования ребенка в отделении (данные изъяты) в Российской детской клинической больнице г.Москвы, назначено продолжение терапии препаратом (данные изъяты), необходимым по жизненным показателям, который при несоблюдении сроков введения (через каждые 8 недель) может привести к обострению заболевания и к опасным для жизни осложнениям. Согласно заключению врачебной комиссии ОГБУЗ "Братская детская городская больница" (номер изъят) ему требуется периодическое 1 раз в 8 недель введение лекарственного препарата в (данные изъяты) отделении РДКБ г.Москвы, рекомендован проезд до
места лечения и обратно воздушным транспортом. Проезд его сына, страдающего (данные изъяты), на лечение железнодорожным транспортом является невозможным. Согласно выписке из протокола ВК ОГБУЗ "Братская детская городская больница" (номер изъят) ввиду высокого риска присоединения инфекции его сыну противопоказан проезд к месту лечения в РДКБ г. Москвы железнодорожным транспортом.
(дата изъята) он обратился в филиал N 9 Иркутского регионального отделения Фонда по вопросу предоставления государственной социальной помощи в виде предоставления проездных талонов на воздушный транспорт к месту лечения в г. Москву (РДКБ) туда и обратно ребенку-инвалиду и сопровождающему лицу. (дата изъята) ему был направлен ответ, что на основании направления на лечение, талона ВМП и талона N 2 ему могут быть выданы проездные документы только для проезда железнодорожным транспортом, а в предоставлении талонов на авиаперелёт было отказано, т.к. по данным интернет-ресурсов стоимость билета железнодорожным транспортом по направлению Иркутск-Москва составляет (данные изъяты)., стоимость перелета авиатранспортом составляет (данные изъяты).
В связи с тем, что его сыну по медицинским показаниям требовалось срочное введение лекарственных препаратов, а также ему противопоказан проезд железнодорожным транспортом, он был вынужден приобрести билеты для проезда к месту лечения воздушным транспортом себе и сыну по маршруту Братск-Москва-Братск за свой счет. Стоимость проезда на двоих составила (данные изъяты), что меньше, чем стоимость проезда железнодорожным транспортом ( (данные изъяты) справка ж.д. кассы).
(дата изъята) он подал заявление в филиал N 9 Иркутского регионального отделения Фонда о компенсации указанных расходов. Ответом от (дата изъята) ему отказано в оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно ребенку-инвалиду и сопровождающему лицу, поскольку компенсация гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугороднем транспорте, произведенных ими самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 10 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 марта 2016 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заместитель директора Иркутского регионального отделения Фонда просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новое судебное постановление.
Определением судьи Иркутского областного суда от 8 сентября 2016 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, объяснения лица, участвующего в деле, президиум Иркутского областного суда находит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения при рассмотрении данного гражданского дела судебными инстанциями допущены.
При рассмотрении дела судом установлено, что И. является отцом М., (дата изъята) года рождения. Согласно свидетельству (номер изъят) М. является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до (дата изъята) . Заключением врачебной комиссии ОГБУЗ "Братская детская городская больница" от (дата изъята) М. установлен диагноз: (данные изъяты). Данное заболевание требует периодического - 1 раз в 8 недель - введения лекарственного препарата "Ремикейд" в (данные изъяты) отделении Российской детской клинической больницы г. Москвы, рекомендован проезд до места лечения и обратно воздушным транспортом. Согласно выписке из протокола ВК ОГБУЗ "Братская детская городская больница" от (дата изъята) ввиду высокого риска присоединения инфекции М. противопоказан проезд до места лечения (РДКБ г. Москвы) поездом. Из протокола (номер изъят) заседания врачебной комиссии по отбору пациентов от (дата изъята) следует, что М. нуждается в плановой госпитализации в Российскую детскую клиническую больницу г. Москвы (дата изъята) .
(дата изъята) И. обратился в филиал N 9 Иркутского регионального отделения Фонда с заявлением на получение проездных талонов на проезд авиатранспортом. Письмом (номер изъят) филиал N 9 Иркутского регионального отделения Фонда отказал И. в предоставлении талонов на авиаперелет к месту лечения ребенку-инвалиду и его сопровождающему, поскольку по данным интернет-ресурсов стоимость билета на проезд железнодорожным транспортом по направлению Иркутск-Москва составляет (данные изъяты), стоимость перелета авиатранспортом составляет (данные изъяты), между городами имеется железнодорожное сообщение, заболевание несовершеннолетнего не является заболеванием или травмой спинного мозга.
И.самостоятельно были приобретены авиабилеты к месту лечения и обратно по маршруту Братск-Москва, Москва-Братск на себя и ребенка-инвалида, общая стоимость авиабилетов составила (данные изъяты), что подтверждается маршрутными квитанциями электронных билетов.
Из справки ООО "Авиационно-транспортное агентство" следует, что стоимость проезда железнодорожным транспортом по маршруту от станции Анзеби до станции Москва и обратно в купейном вагоне поезда (дата изъята) составила (данные изъяты) в одну сторону.
(дата изъята) И. обратился в филиал N 9 Иркутского регионального отделения Фонда с заявлением о возмещении понесенных расходов по проезду. Письмом филиала N 9 Иркутского регионального отделения Фонда от (дата изъята) отказано в возмещении компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, поскольку возмещение затрат, произведенных самостоятельно, действующее законодательство не предусматривает.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции, исходил из того, что несовершеннолетний М. и сопровождающий его И. относятся к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, необходимость воспользоваться авиационным транспортом была обусловлена характером заболевания ребенка, тяжестью его состояния, при этом сумма понесенных истцом расходов на проезд к месту лечения авиатранспортом не превышает стоимости проезда на железнодорожном транспорте.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 марта 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Президиум Иркутского областного суда находит выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьей 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 9 данной нормы названы дети-инвалиды.
Пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с данной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ определено, что на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, дети-инвалиды относятся к категории граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (подпункт "и" пункта 2), финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (пункт 4), средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (абзац второй данного подпункта); водным транспортом третьей категории; автомобильным транспортом общего пользования; авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым данного подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно (подпункт "б" пункта 11), Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями (пункт 22).
Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года N 617 (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н (далее Административный регламент).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином-получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Между тем эти положения приведенных выше правовых норм не были учтены судами при разрешении спора. Кроме того, судебные инстанции неправильно истолковали положение подпункта "б" пункта 11 названных Правил, устанавливающих случаи, при которых возможно предоставление бесплатного проезда гражданам - получателям набора социальных услуг воздушным транспортом: отсутствие железнодорожного сообщения к месту следования; наличие у инвалида заболевания или травмы спинного мозга; меньшая стоимость авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом. В иных случаях должен быть предоставлен бесплатный проезд ребенку-инвалиду к месту лечения и обратно другими (не авиационным) видами транспорта, основным из которых является железнодорожный транспорт. Проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуре, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов нормативными положениями не предусмотрена. Ссылка судов на то, что стоимость проезда железнодорожным транспортом больше по сравнению со стоимостью авиаперелета по маршруту Братск-Москва-Братск, сделана без учета установления юридически значимых обстоятельств и нормативных предписаний. Согласно пункту 22 названных Правил Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с ОАО "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями. Справка ООО "Авиационно-транспортное агентство" о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Братск-Москва-Братск не отражает действительной стоимости проезда, устанавливаемой ОАО "Российские железные дороги", с которым региональное отделение Фонда заключает контракт об оказании услуги провоза к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица.
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным отказа филиала N 9 Иркутского регионального отделения Фонда от (дата изъята) в оплате стоимости проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно и взыскания в пользу И. расходов на проезд к месту лечения и обратно.
В связи с изложенным судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, президиум находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска И., не передавая дело на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу заместителя директора государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Ведерникова В.Н удовлетворить.
Решение Братского городского суда Иркутской области от 10 ноября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 марта 2016 года по данному гражданскому делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований И. к государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в оплате стоимости проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему лицу к месту лечения о обратно, взыскании стоимости проезда.
Председательствующий В.В. Ляхницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.