Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Алешко О.Б.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Угловского района Алтайского края на решение Угловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора Угловского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Мирненская средняя общеобразовательная школа", Администрации Угловского района Алтайского края о возложении обязанности произвести установку системы видеонаблюдения,
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Угловского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Мирненская средняя общеобразовательная школа", Администрации Угловского района Алтайского края о возложении обязанности произвести установку системы видеонаблюдения.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района в первом квартале 2016 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в образовательных организациях района, по результатам которой в деятельности МКОУ Мирненская СОШ выявлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N35-ФЗ "О противодействии терроризму" отсутствует система видеонаблюдения,
В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором района 31.03.2016 в адрес директора МКОУ Мирненская СОШ внесено представление, доводы которого были отклонены в связи с отсутствием финансирования для оборудования учреждения системами видеонаблюдения.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 02 августа 2016 года обязать Администрацию Угловского района Алтайского края в срок до 01 марта 2017 года обеспечить антитеррористическую защищенность образовательного учреждения Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Мирненская средняя общеобразовательная школа" путем выделения денежных средств на устройство системы видеонаблюдения.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мирненская средняя общеобразовательная школа" в срок не позднее двух месяцев с момента выделения денежных средств обеспечить антитеррористическую защищенность образовательного учреждения Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Мирненская средняя общеобразовательная школа" путем установления системы видеонаблюдения.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Мирненская средняя общеобразовательная школа" в бюджет Угловского района Алтайского края государственную пошлину в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Угловского района Алтайского края просит решение отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Полагает, что ФЗ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30 декабря 2009 года, Свод правил СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" не подлежат применению по настоящему делу, поскольку здание МКОУ Мирненская СОШ построено и введено в эксплуатацию до введения их в действие.
Считает, что судом не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что МКОУ Мирненская СОШ организован комплекс мер, направленных на предупреждение возможных террористических угроз.
Кроме того, утверждает, что указанные в решении нормативно-правовые акты прямой обязанности образовательной организации и органа местного самоуправления по установлению в здании образовательной организации именно системы видеонаблюдения не предусматривают.
Указывает, что удовлетворение иска повлечет значительные затраты бюджетных средств и приведет к уменьшению финансирования первоочередных задач по решению вопросов местного значения.
Процессуальный истец прокурор Мищенко Е.Ю. настаивала на оставлении решения без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Разрешая спор, суд установилвсе фактические обстоятельства дела и дал им правильную правовую оценку.
В соответствии со ст. 2, ст. 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации урегулированы ФЗ от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности".
Согласно п. 4, п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании п. 2, п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от Дата изъята N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к Своду правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Судом установлено, что прокуратурой района в первом квартале 2016 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в образовательных организациях района, по результатам которой в деятельности МКОУ Мирненская СОШ выявлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму" в виде отсутствия в учреждении и снаружи здания системы контроля за обстановкой - видеонаблюдения, что подтверждается актом проверки, и не оспаривается ответчиками.
Согласно Уставу "МКОУ Мирненская СОШ", учредителем образовательного учреждения является администрация Угловского района.
Разрешая спор и возлагая на ответчиков обязанность по оборудованию здания МКОУ Мирненская СОШ системой контроля за обстановкой - видеонаблюдением, в срок до 1 марта 2017 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
Администрация Угловского района Алтайского края в данном случае выступает органом местного самоуправления, который является субъектом антитеррористической деятельности и обеспечивает финансирование учреждения.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении заявленных исковых требований судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденными материалами дела и исследованным судом доказательствами. Более того, администрации Угловского района представила в суд данные о наличии технической возможности по установки видеонаблюдения, а также просила установить срок на исполнение решения до 01.02.2017 года.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 упомянутого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В связи с изложенным, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательный учреждений.
Ссылка автора апелляционной жалобы на то, что здание построено до введения в действие в действие СП 118.13330.2012, в связи с чем предусмотренные им требования могут быть применены только при проведении работ по реконструкции либо по капитальному ремонту помещений учреждений, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В данном случае прокурором не ставится вопрос о переустройстве либо перепланировке школы, а в силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
Приведенные администрацией Угловского района Алтайского края в апелляционной жалобе доводы несогласия с постановленным судом первой инстанции решением судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Администрации Угловского района Алтайского края на решение Угловского районного суда Алтайского края от 02 августа 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.