Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Павловой О. А.
судей
Бутковой Н. А., Ивановой Ю. В.,
при секретаре
Гольхиной К. А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N2а-2357/2016 по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июня 2016 года по административному исковому заявлению Мадыбоева Б. З. к Управлению Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании отказа в приеме заявления, обязании принять заявление.
Заслушав доклад судьи Павловой О. А., объяснения представителя административного истца Стрельникова Д. Ю., представителя административных ответчиков Красновой Е. И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мадыбоев Б. З. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главному управлению Министерства внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконными действия сотрудников " ... " районного отдела Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по отказу в приёме от него заявления и документов для получения разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права административный истец просил суд обязать Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять от него заявление и документы для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что 19 февраля 2016 года инспектор " ... " районного отдела Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской отказал ему в приёме документов на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации, ссылаясь на незаконность его пребывания в Российской Федерации. Административный истец считает данный отказ незаконным, поскольку в силу пункта 4 статьи 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" отказ в приеме заявления по основанию, указанному инспектором, не допустим.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июня 2016 года административный иск удовлетворен. Суд признал незаконными действия сотрудников Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, совершенные 19 февраля 2016 года, выразившиеся в отказе в приёме от Мадыбоева Б. З., "дата" года рождения, заявления и документов для получения разрешение на временное проживание в Российской Федерации. В качестве меры по восстановлению нарушенного права, суд обязал Управление Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять от гражданина республики " ... " Мадыбоева Б. З., "дата" года рождения, заявление и полный пакет документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации с соблюдением установленных действующим законодательством требований.
В апелляционной жалобе административный ответчик Управление Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы административный ответчик указывает недоказанность факта отказа со стороны " ... " районного отдела Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в принятии от Мадыбоева Б. З. заявления и документов для получения разрешения на временное проживание 19 февраля 2016 года. Так же административный ответчик считает отказ в приёме документов от административного истца правомерным, поскольку Мадыбоев Б. З. находится на территории Российской Федерации незаконно, так как в отношении него вынесено решение о неразрешении ему въезда на территорию Российской Федерации, которое не оспорено и не отменено.
Административный истец Мадыбоев Б. З. о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. " ... "), в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства, не представил, в связи с чем, руководствуясь частью 6 статьи 226, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного истца в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19 февраля 2016 года административный истец обратился в " ... " районный отдел Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской с заявлением и пакетом документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, однако, сотрудники отдела отказали в приёме документов, ссылаясь на незаконность его пребывания на территории Российской Федерации. Указанные обстоятельства установлены судом на основании объяснений административного истца, подтверждённых в судебном заседании представителем административного ответчика (л.д. " ... ").
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у административного ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области не имелось законных оснований к отказу в принятии заявления и документов Мадыбоева Б. З., представленных им для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поскольку то обстоятельство, что он находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания, не препятствует принятию документов и их регистрации, а данное обстоятельство подлежит оценке при рассмотрении вопроса о принятии документов Мадыбоева Б. З. к рассмотрению.
С указанным выводом не может согласиться судебная коллегия, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Согласно статье 6.1 указанного Федерального закона для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заявление о выдаче разрешения на временное проживание, а также иные документы, перечень которых установлен законом.
При этом частью 4 статьи 6.1 данного закона установлено, что отказ в приеме данного заявления не допускается, за исключением случаев, когда не предъявлен какой-либо из документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, или не уплачена государственная пошлина.
Стандарт и порядок предоставления территориальными органами Федеральной миграционной службы России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации установлены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы России от 22 апреля 2013 года N 214 (далее - Административный регламент).
Вопреки выводам суда, Административный регламент не предусматривает в структуре государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации две самостоятельные административные процедуры: принятие документов и принятие (или непринятие) их к рассмотрению государственным органом.
Так, статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", закрепляющей требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, установлено, что такой стандарт предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 7), а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункт 8).
Разработанный в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона Административный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной услуги (пункт 34) и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 36). Оснований отказа в приёме документов к рассмотрению, отличных от оснований отказа в приёме документов, Административный регламент не предусматривает; словосочетания "отказ в приёме документов" и "отказ в приёме документов к рассмотрению" употребляются в нём как идентичные по своему правовому содержанию.
В описании административной процедуры "приём и регистрация заявления" прямо предусмотрено возвращение заявления и документов заявителю при наличии оснований отказа в приёме заявления к рассмотрению (пункт 56).
При отсутствии же таких оснований сотрудник, принявший заявление к рассмотрению, вносит в журнал учета входящих документов запись о приёме документов, а заявителю выдается справка, подтверждающая приём заявления к рассмотрению (пункты 57, 58).
Рассмотрение заявления является следующей административной процедурой, основанием для начала которой является поступление заявления и необходимых документов сотруднику, уполномоченному на рассмотрение заявления (пункт 60). Возможность принятия в данной процедуре решения об отказе в принятии заявления к рассмотрению Административным регламентом не предусмотрена.
О невозможности принятия при предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации решения об отказе в принятии заявления (документов) к рассмотрению после их приёма в рамках административной процедуры "приём и регистрация заявления" свидетельствует и Блок-схема предоставления данной государственной услуги, приведённая в приложении N 2 к Административному регламенту, из которой ясно следует необходимость установления при приёме заявления отсутствия оснований для отказа в приёме заявления к рассмотрению, следствием чего является выдача справки о приёме документов, а в противном случае - возвращение документов на доработку.
Согласно абзацу восьмому пункта 34 Административного регламента основанием отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является нахождение заявителя на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания).
Данное основание отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, согласуется с положениями статьи 2, пункта 2 статьи 5, статьи 6, подпункта 14 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", поскольку соотносит оказание государственной услуги по выдаче разрешительных документов на временное или постоянное проживание в Российской Федерации с законностью пребывания такого лица в Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в отношении административного истца 20 февраля 2016 года принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, отказ отдела Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу в " ... " районе в приёме 19 февраля 2016 года заявления и документов от Мадыбоева Б. З. мотивированный его нахождением на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания, следует признать законным.
Поскольку неправильное применение норм материального права привело к принятию неправильного судебного акта, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Мадыбоева Б. З. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.