Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Ковелина Д.Е.,
судей
Седых Е.Г.,
Морозовой С.Б.,
при секретаре судебного заседания Шеиной А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора Туринского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" о возложении обязанности обеспечения каждого пациента при проведении лечебно-диагностических манипуляций в условиях амбулаторно-поликлинического приема бахилами в помещениях детской и взрослой поликлиник по адресу ...
по апелляционной жалобе ответчика ГБУЗ Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" на решение Туринского районного суда Свердловской области от 22.06.2016.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения ответчика Евстигнеева Е.И., представителя истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дорофеевой И.П., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Туринского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ГБУЗ СО "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" о возложении обязанности обеспечения каждого пациента при проведении лечебно-диагностических манипуляций в условиях амбулаторно-поликлинического приема бахилами в помещениях детской и взрослой поликлиник по адресу: ...
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Туринского района по заданию прокуратуры Свердловской области по заявлению ( / / )14 была проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения на территории Туринского городского округа. В ходе проверки, проведенной 19.02.2016, установлено, что в помещениях взрослой и детской поликлиник ГБУЗ СО "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" пациенты не обеспечиваются бесплатными бахилами, продажа бахил осуществляется через аптечный пункт, расположенный в здании стационара Туринской ЦРБ им. О.Д. Зубова, по цене 4 рубля. ГБУЗ СО "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" является организацией, осуществляющей медицинскую деятельность и обязана выполнять требования СанПиН 2.1.3.2630-10, в том числе и пункта 13.6. при проведении и условиях амбулаторно - поликлинического приема у врача лечебно-диагностических манипуляций, пациенты должны обеспечиваться одноразовыми бахилами.
В судебном заседании старший помощник прокурора Заикина Е.А. поддержала исковые требования, просила возложить на ГБУЗ СО "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" обязанность обеспечивать каждого пациента при проведении лечебно-диагностических манипуляций в условиях амбулаторно-поликлинического приема бахилами в помещениях детской и взрослой поликлиник по адресу ...
Представитель ответчика Евстигнеев Е.И. в судебном заседании исковые требования не признал. В своих возражениях указал, что бесплатная медицинская помощь в гарантированном объеме предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной на 2016 г. Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382. Согласно данной Программе медицинская помощь оказывается гражданам в соответствии с законодательством РФ путем предоставления им необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дети-инвалиды обеспечиваются специализированными продуктами питания. Между тем, обеспечение бесплатно всех граждан, посещающих лечебные учреждения, такими изделиями медицинского назначения, как одноразовые медицинские бахилы, действующими нормативными актами не регламентировано. Термин "лечебно-диагностическая манипуляция" в ходе судебного разбирательства прокурором не раскрыт, перечень манипуляций в исковом заявлении прокурора не приведен. Следовательно, утверждение прокуратуры о нарушении прав пациентов больницы при проведении лечебно-диагностических манипуляций, выразившегося в не предоставлении бахил на бесплатной основе, истцом не доказан. По мнению представителя ответчика, не раскрыт прокурором в заявленных требованиях и термин "пациент". Прокуратурой не приведены отличительные черты, позволяющие отграничить пациента от иных посетителей больницы. В медицинские учреждения РФ, в том числе Туринскую ЦРБ им. Зубова О.Д. обращаются граждане, как имеющие полисы медицинского страхования, так и лица, не имеющие полисы медицинского страхования, иностранные граждане и лица без гражданства. Туринская ЦРБ им. Зубова О.Д. также не обязана обеспечивать эту категорию лиц бахилами, в связи с чем указанная неопределенность может привести к неисполнению судебного решения, что также свидетельствует о необоснованности заявленных требований. Кроме того, несмотря на имеющиеся в указанных зданиях Туринскуой ЦРБ им. Зубова О.Д. таблички о необходимости наличия бахил, прокурором не представлено доказательств того, что кому-то было отказано в приеме из-за их отсутствия. Не признавая исковые требования, просил учесть, что требования СанПиН 2.1.3.2630-10, в том числе и пункта 13.6. распространяются только на пациентов лечебного учреждения, которые проходят лечение в условиях стационара.
Представитель третьего лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель Фонда Лотоцкая О.Э. просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя.
Решением Туринского районного суда Свердловской области от 22.06.2016 постановлено:исковые требования прокурора Туринского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" удовлетворить. Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" обязанность по обеспечению бахилами пациентов при проведении лечебно-диагностических манипуляций в условиях амбулаторно-поликлинического приема в помещениях детской и взрослой поликлиник по адресу: ...
Оспаривая принятое судом решение, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в возражениях на иск и в судебном заседании суда первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Туринского района Заикина Е.А. просит оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил отменить решение суда.
Представитель истца прокурор Дорофеева И.П. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области в судебное заседание не явился.
В отсутствие возражений со стороны лиц, принимавших участие в апелляционном разбирательстве, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Охрана здоровья граждан согласно определению, данному в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (п. 2 ч. 5 ст. 19 указанного Федерального закона).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Приведенным Федеральным законом установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (абзац 2 статьи 11).
Согласно пункту 13.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010. N 58, при проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема, пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы) в том числе разовым.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки, проведенной по обращению пациента ГБУЗ Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" Бобылевой Т.Г., в указанном медицинском учреждении обращающиеся за медицинской помощью граждане не обеспечены бесплатными бахилами.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что в помещении детской и взрослой поликлиник Туринской ЦРБ им. О.Д. Зубова, в том числе перед кабинетами врачей размещены таблички "вход только в бахилах", "вход строго в бахилах" (л.д. 10-24).
Таким образом, в Туринской ЦРБ им. О.Д. Зубова с 19.02.2016 по день рассмотрения настоящего гражданского дела бахилы пациентам Туринской ЦРБ им. О.Д. Зубова без дополнительной оплаты не предоставляются.
ГБУЗ Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" является организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, и обязана выполнять требования СанПиН 2.1.3.2630-10, в том числе п. 13.6.
Следовательно, при проведении в условиях амбулаторно-поликлинического приема лечебно-диагностических манипуляций пациенты ГБУЗ Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" должны обеспечиваться одноразовыми бахилами. Бахилы, как и тапочки медицинские одноразовые различных производителей, являются зарегистрированными изделиями медицинского назначения, имеют регистрационные удостоверения и внесены в государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Доказательств выполнения обязанности по предоставлению таким пациентам бахил и выполнения требований п. 13.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 ответчиком в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Необеспечение граждан - пациентов индивидуальными средствами гигиены - бахилами, нарушает их конституционное право на охрану жизни и здоровья, обеспечение личной гигиены при проведении лечебно-диагностических манипуляций в условиях приема врачами указанной организации.
При таких обстоятельствах, верным является вывод суда о наличии правовых основания для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ГБУЗ Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" обязанности по обеспечению бахилами пациентов при проведении лечебно-диагностических манипуляций в условиях амбулаторно-поликлинического приема в помещениях детской и взрослой поликлиник по адресу: ...
Доводы ответчика о том, что предоставляемая Туринской ЦРБ им. О.Д. Зубова оплата оказанной медицинской помощи не предусматривает возможность возмещения расходов на приобретение бахил, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку противоречат требованиям п. 7 ст. 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" N 326-ФЗ от 29.11.2010. Так, согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" N 326-ФЗ от 29.11.2010 структура тарифа на оплату медицинской помощи для организации, осуществляющей медицинскую деятельность, включает в себя, в том числе расходы на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, прочих расходов. Таким образом, тариф на оплату медицинской помощи включает расходов на приобретение медицинских изделий, в том числе одноразовых комплектов для проведения медицинских манипуляций в рамках оказания медицинской помощи по ОМС.В соответствии с нормами Инструкции N 157н, утвержденной Приказом Минфина России от 12.12.2010, а также Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на приобретение одноразовых комплектов для проведения медицинских манипуляций, в том числе, бахил, следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ в части прочих материальных запасов. На основании вышеизложенного приобретение одноразовых бахил за счет средств ОМС возможно при условии обеспечения пациентов бесплатными бахилами.
Более того, как следует из письменного отзыва представителя ответчика Черняевой С.А., в 2014-2016 году счета в межмуниципальный филиал ТФОМС об оплате медицинской помощи по предоставлению бахил за счет лечебного учреждения Туринской ЦРБ им. О.Д. Зубова не выставлялись. Кроме того, согласно справке начальника ПЭО ГБУЗ Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" Е.Ю. Мосидзе, по итогам 2015 года Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова предусматривает размер финансовых средств на 2016 год в разрезе источников финансирования только от предпринимательской деятельности в сумме 10863 940 рублей.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали эти выводы суда или ставили их под сомнение. Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, должны соблюдать установленные санитарно-эпидемиологические требования (п. 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58). Санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к медицинским учреждениям.
К числу таких требований относится обеспечение пациента бахилами при проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема (п. 13.6 СанПиНа 2.1.3.2630-10), вне зависимости от вида лечебно-диагностических манипуляций (инвазивного или не инвазивного), не связывая эти требования с субъектным составом граждан, обращающихся за медицинской помощью, защищая эпидемиологическое благополучие, как работников медицинского учреждения, так и тех пациентов, кто уже находится на любом виде лечения в этом учреждении или рассчитывает на обращение за медицинской помощью в ГБУЗ Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова
Таким образом, обязанность по соблюдению и поддержанию чистоты помещений медицинской организации возлагается на медицинские организации. При этом запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). То есть, медицинские учреждения в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и в целях соблюдения прав и законных интересов пациентов, должны предоставлять посетителям бахилы бесплатно, а не перекладывать расходы на пациентов, поскольку предоставление бахил на платной основе означает, что гражданам навязывают приобретение товара и нарушают их право на получение бесплатной медицинской помощи (ст. 41 Конституции РФ).
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.
Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туринского районного суда Свердловской области от 22.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова" - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Е. Ковелин
Судьи
Е.Г. Седых
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.