Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Сидоркина С.В.,
судей
Мазановой Т.П.,
Пименовой С.Ю.
при секретаре Кульмаметовой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 18.10.2016 дело по иску Толмачевой Ф.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" о защите прав потребителя
по апелляционной жалобе истца Толмачевой Ф.Ф. на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 15.07.2016.
Заслушав доклад судьи Пименовой С.Ю., судебная коллегия
установила:
Толмачева Ф.Ф. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что 29.02.2016 обратилась в общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее ООО УК "ДЭЗ") с требованием в установленные законом сроки предоставить возможность ознакомиться со сведениями о почасовых и посуточных показаниях общедомового прибора учета потребления всех коммунальных ресурсов многоквартирного жилого дома по адресу: ... , за последние 3 года путем самостоятельного снятия копий документов. В удовлетворении заявления отказано, в ответе управляющей компании от 01.03.2016 указано, что право потребителя на запрашиваемую информацию ни законом, ни договором не предусмотрено, информация о ежемесячных показаниях общедомовых приборов учета размещается на сайте в сети Интернет, а также в квитанциях на оплату коммунальных услуг. 23.03.2016 последовало повторное обращение истца к ответчику с ранее заявленным требованием, также истец просила оформить акт оказания услуги ненадлежащего качества (ввиду отсутствия контроля за реальными показаниями приборов учета), выплатить неустойку. Требования истца вновь оставлены без удовлетворения.
Просила признать действия ООО "УК "ДЕЗ" нарушающими права потребителя на получение необходимой информации в порядке, установленном подпунктом "е" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг; возложить на ответчика обязанность документально оформить факт оказания услуг ненадлежащего качества; признать незаконными и необоснованными действия ООО "УК "ДЕЗ", не предоставившего в установленный судом срок до 23.06.2016 техническую документацию по установке введению в эксплуатацию узлов учета коммунальных ресурсов; признать нарушенным право истца на своевременное получение необходимой и достоверной информации из технической документации по установке введению в эксплуатацию узлов учета коммунальных ресурсов; признать действия ответчика, не предоставившего в установленный судом срок названную техническую документацию, противодействующими своевременному рассмотрению и разрешению дела; взыскать неустойку за период с 02.03.2016 по 10.05.2016 в сумме 2389, 10 рублей; убытки - 8300 рублей, компенсацию морального вреда за период с 02.03.2016 по 10.05.2016 в сумме 1 800 рублей, а также взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за фактическую потерю времени.
Судом постановленорешение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного ввиду неправильного установления обстоятельств по делу, неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права. Автор ссылается на нормы статьей 24, 29, 55 Конституции Российской Федерации, статьи 8, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", часть 1 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", часть 10 статьи 161, часть 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации пункт 40 Правил от 13.08.2006 N 491, пункты 2-4 Стандарта раскрытия информации, указывает, что из системного толкования приведенных норм следует, что организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, по письменному запросу лица обязана в установленный срок предоставить ему документы, в том числе, сведения о выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ. Запрашиваемая истцом информация о почасовых и посуточных показаниях общедомого прибора учета относится к информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом. Обязанность по предоставлению такой информации путем предоставления истцу сделать за свой счет копии документов, не была выполнена ответчиком, в связи с чем, полагает, что заявленные требования подлежали удовлетворению, равно как и требования о взыскании неустойки, убытков, компенсации морального вреда и штрафа.
В заседании суда апелляционной инстанции участники процесса не явились.
С учетом положений части 1 статьи 327, частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия и дачи объяснений не требуется, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно установилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных названным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее Стандарт). Стандарт в качестве нормативного акта применяется с 09.10.2010.
В силу пункта 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Как следует из подпунктов "а, г, д" пункта 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать, в том числе, следующие виды информации: сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг.
Пункт 21 Стандарта в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2014 N 988 (применяется с 01.12.2014) предусматривает, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Обязанности управляющей компании относительно предоставления потребителю информации содержатся также в пункте 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила от 06.05.2011 N 354).
В частности подпунктом "е" пункта 31 Правил предусмотрено, что исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Подпунктом "р" предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Судом установлено, что истец Толмачева Ф.Ф. дважды обращалась в управляющую компанию с заявлениями о предоставлении информации по почасовым и посуточным показаниям общедомого прибора учета потребления всех коммунальных ресурсов, между тем, суд верно в решении указал, что обязанность по предоставлению такой информации у исполнителя услуги в силу приведенных норм, регулирующих данные правоотношения, отсутствует.
В этой связи доводы апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Ссылка жалобы о том, что запрашиваемая истцом информация относится к информации о выполненных работах (услугах) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, что, по мнению автора жалобы, предусматривает ее право требования предоставления сведений о почасовых и посуточных показаниях общедомого прибора учета отклоняется.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.
Между тем, данная норма также не предусматривает обязанность управляющей компании на предоставление истцу информации о почасовых и посуточных показателях общедомого прибора учета.
При таком положении у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска Толмачевой Ф.Ф. в данной части, равно как и в части взыскания неустойки за несовременное предоставление данной информации и компенсации морального вреда в связи с отсутствием факта нарушения прав истца как потребителя.
Требование истца о взыскании с ООО "УК "ДЭЗ" убытков в сумме 8300 рублей обусловлено заключением с А. договора на выполнение услуг, связанных с защитой прав потребителя. Исходя из содержания перечня оказанных услуг, следует вывод о том, что фактически данные расходы представляют собой судебные расходы на подготовку искового заявления и документов к нему, расчет цены иска, консультирование истца, а также его представительство в суде.
На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
В связи с тем, что истцу в удовлетворении иска отказано, судебные расходы возмещению не подлежат.
Иных доводов в апелляционной жалобе не приводится, другими лицами, участвующими в деле, решение не обжаловано.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 части 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 15.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Толмачевой Ф.Ф. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 18.10.2016.
Председательствующий С.В. Сидоркин
Судьи Т.П. Мазанова
С.Ю. Пименова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.