Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Дмитриевой Г.И.,
судей - Козловой А.А. и Васильевой Н.В.,
при секретаре - Москвичевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 4 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Козловой А.А., объяснение Ивановой Е.П. - представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию, возражения Новикова И.Е. - представителя Грибачёвой А.В., судебная коллегия
установила:
Грибачёва А.В. обратилась в суд к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) с иском о признании права на обеспечение жилой площадью путем выдачи государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы с семьей два человеке (она и дочь Г.), признании её участником указанной подпрограммы и включении в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат как лица, проживавшего в периоды с "данные изъяты", подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеющего право на однократное обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.7 ст.17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон), ссылаясь на неправомерность действий ответчика по исключению её из сводного списка получателей жилищных сертификатов (л.д.3-4).
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 04.08.2016 требования истицы удовлетворены (л.д.67-68).
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение и принять новое - об отказе в иске, считая, что Грибачёва А.В., как лицо добровольно переселившееся после (дата) на постоянное место жительства в зону отселения, имеет право на получение государственного жилищного сертификата только после достижения пенсионного возраста (л.д.70-73).
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы и возражений, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Грибачёва А.В. родившаяся "данные изъяты", в периоды "данные изъяты" поживала в "данные изъяты", территория которых постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 отнесена к зоне отселения, откуда впоследствии переехала в Смоленскую область; с (дата) зарегистрирована в ... , а с (дата) - по адресу: г ... , где проживает по настоящее время (л.д.11-12, 24-39).
(дата) Департаментом Смоленской области по социальному развитию истице выдано удостоверение, свидетельствующее о добровольном выезде из зоны отселения, гарантирующее ей право на меры социальной поддержки, установленные названным Законом (л.д.5).
Постановлениями Администрации г.Смоленска от "данные изъяты" Грибачёва А.В. (с учетом дочери "данные изъяты".) принята на учет граждан, прибывших из зон отселения, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета; включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 и на 2015 - 2020 годы (л.д.41-42, 47, 53-54).
Однако решением Департамента от "данные изъяты" истица исключена из сводного списка получателей жилищных сертификатов ввиду того, что их предоставление гражданам, переселившимся после (дата) на постоянное место жительства в зону отселения, может осуществлятся лишь поле достижения ими пенсионного возраста, что в данном случае место не имеет (л.д.8-10).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Грибачёвой А.В., исходил из того, что она, как добровольно выехавшая из зоны отселения, подпадает под категорию граждан, названных в п.6 ч.1 ст.13 Закона, в связи с чем пришел к выводу о том, что право на предоставление истице испрашиваемой меры социальной поддержки не может быть поставлено под условие выхода на пенсию.
Этот вывод суда противоречит фактическим обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм действующего законодательства.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Подпунктом "е" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации этой подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, определено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст.14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п.6 ч.1 ст.13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Гражданам, переселившимся после 30.06.1986 на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п.6 ч. 1 ст.13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.17 настоящего Закона (ч.2 ст.22 данного Закона).
В силу п.7 ст.17 и ст.22 Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
Учитывая, что Грибачёва А.В. в зону отселения на постоянное место жительства переселилась только в "данные изъяты", то она относится к категории лиц, указанных в п.9 ч.1 ст.13 Закона, меры социальной поддержки которым в период проживания в этой зоне предоставляются на основании ст.20 Закона.
Выезжая из названной зоны на новое место жительства, эти граждане приобретают право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст.17 Закона, при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (ч.2 ст.22 Закона).
Исходя из изложенного, вывод суда о том, что истица относится к категории лиц, указанных в п.6 ч.1 ст.13 Закона, и положения ч.2 ст.22 Закона к ней неприменимы, ошибочен.
При таком положении решение суда нельзя признать законным, оно на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового - об отказе Грибачёвой А.В. в удовлетворении иска.
Судебная коллегия, руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суда от 4 августа 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым Грибачёвой А. В. в иске к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на обеспечение жилым помещением путем выдачи жилищного сертификата и возложении обязанности по признанию участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы и включении в сводный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.