Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе: председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С, Кокшарова Е.В.,
при секретаре Маршихиной И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубниковича А.В. к Администрации г. Каменска-Уральского Свердловской области о признании незаконными решения, признании права на участие в федеральной подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище",
по апелляционной жалобе истца
на решение Синарского районного суда г.Каменск-Уральский Свердловской области от 19.07.2016.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения истца, судебная коллегия
установила:
решением Синарского районного суда г.Каменск-Уральский Свердловской области от 19.07.2016 отказано в удовлетворении исковых требований Рубниковича А.В. к Администрации г. Каменска-Уральского Свердловской области о признании незаконными решения, признании права на участие в федеральной подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
С таким решением не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права: Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В заседание суда апелляционной инстанции явился истец, поддержавший доводы и требования своей апелляционной жалобы.
От ответчика Администрации г. Каменска-Уральского Свердловской области поступили письменные возражения от 17.08.2016 N 134-юр на апелляционную жалобу истца, в которых ответчик приводит возражения на доводы апелляционной жалобы истца.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда - www.ekboblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, ввиду следующего.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований с учетом следующего.
Истец является инвалидом III группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой МСЭ N от ( / / ). Истец имеет удостоверение ... , связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, выданное военным комиссариатом Свердловской области от 17.12.1996.
Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от ( / / ) N истец принят на учет в качестве малоимущего, нуждающегося в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, составом семьи 4 человека.
На основании заявления истца от 08.06.2015 о выделении сертификата в 2016 году и в соответствии с решением Городской комиссии по обеспечению реализации федеральной подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" в МО г. Каменск-Уральский от ( / / ) истец включен Администрацией г. Каменска-Уральского в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2016 году, по категории: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица.
26.10.2015 решением Городской комиссии по обеспечению реализации федеральной подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" в МО г. Каменск-Уральский истец исключен из состава участников Подпрограммы и из списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2016 году.
28.10.2015 Администрацией г. Каменска-Уральского в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направлен уточненный список граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании город Каменск-Уральский Свердловской области с целью исключения истца из сводного списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" на 2016 год по Свердловской области по категории: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица.
Судом установлено, что в 1996 году истцом реализовано право на улучшение жилищных условий посредством предоставления двухкомнатной квартиры общей площадью ... по адресу: ... на состав семьи из 3-х человек (истец, супруга истца, дочь истца). Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности: истцу, его супруге и дочери (договор приватизации от ( / / )).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент предоставления истцу в 1996 году жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривал право на однократное предоставление жилого помещения названной категории граждан, которое реализовывалось за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции, с учетом имеющихся в материалах дела письменных доказательств, обоснованно признал ошибочными доводы истца о том, что жилое помещение по ... в ... предоставлено ему не в целях реализации права на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Приходя к указанному выводу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что жилое помещение предоставлено истцу на основании Постановления Администрации г. Каменска-Уральского N от ( / / ) по льготному первому списку как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы. Действующее на дату обеспечения истца жильем законодательство предусматривало возможность ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предприятиями - по месту их работы (ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР). Предоставление жилых помещений осуществляла Администрация г. Каменска-Уральского, о чем свидетельствует Постановление главы Администрации г. Каменска-Уральского от 01.03.1996 N и ордер на жилое помещение N ... ", выданный Администрацией г.Каменска-Уральского ( / / ), что соответствует ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР.
01.01.2005 вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Названным Федеральным законом, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты; изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 04.06. 2011 N 130-ФЗ) гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантировано обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз. Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Подпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы (далее - Правила). В настоящее время данные Правила применяются в рамках реализации Подпрограммы на 2015-2020 годы.
Правилами определены категории граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме, в том числе по пп. "е" п. 5, а именно граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии с п. 6 Правил в рамках Подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание. Пунктом 11 Правил также предусматривается, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что такие меры социальной поддержки названной категории граждан в вопросе улучшения нуждающихся жилой площадью в виде предоставления натуральной льготы по предоставлению жилого помещения за счет средств федерального бюджета с 01.01.2005 федеральным законодательством заменены на однократное предоставление субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья. При этом замена льготы, получаемой в виде предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета, т.е. в натуральной форме, на денежные выплаты в виде субсидий за счет средств федерального бюджета, не изменила принцип одноразового бесплатного обеспечения названной категории граждан жилой площадью за счет федерального бюджета, т.е. поскольку право на улучшение жилищных условий в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истцом ранее реализовано, истец обоснованно исключен ответчиком из состава участников Подпрограммы и списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2016 году, что не лишает истца возможности улучшить жилищные условия на общих основаниях.
Верными также являются выводы суда первой инстанции относительно доводов истца о незаконности принятого ответчиком решения по мотиву нереализации истцом ранее права на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Правительство Российской Федерации п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ) уполномочено определять размер и порядок обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 19.06.2007 N 446-О-О, право на получение дополнительной общей площади жилого помещения (либо дополнительной жилой площади) по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса, а потому изменение правового регулирования предоставления таких льгот не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя. Пункт 16 Правил в системной взаимосвязи с п. п. 5 и 19 (пп. "г") Правил не лишает инвалидов-чернобыльцев соответствующей льготы полностью, а изменяет форму ее предоставления.
Согласно п. 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется. Норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м учитывается при расчете социальной выплаты только в отношении тех категорий граждан, которым право на дополнительную общую жилую площадь гарантировано действующим законодательством.
Действующая в настоящее время редакция Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает право инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы на дополнительную жилую площадь. В рамках действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, только наличие заболевания, указанного в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, предоставляет инвалидам право на дополнительную жилую площадь. Оформление государственного жилищного сертификата, определение величины социальной выплаты осуществляется уполномоченными на то органами власти именно исходя из документов, представленных гражданином на получение социальной выплаты.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом в Администрацию г. Каменска-Уральского документы, подтверждающие наличие у него заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь, не предоставлялись, не были представлены такие документы и материалы данного гражданского дела.
В соответствии с пп. "в" п. 18 Правил выдачу сертификатов гражданам-участникам Подпрограммы осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение субсидии). В соответствии с п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренных п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24 Правил). Таким органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику Подпрограммы.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец обоснованно исключен из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2016 году.
Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Синарского районного суда г.Каменск-Уральский Свердловской области от 19.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Рубниковича А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т.С.
Кокшаров Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.