Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Емелина А.В.,
судей Шилова А.Е., Никоновой О.И.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу представителя Москалева В.В. - Бордона А.И. на определение Жигулевского городского суда Самарской области от 22 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа Жигулевск Самарской области обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что на основании исполнительного листа, выданного Жигулевским городским судом Самарской области, о возложении на администрацию городского округа Жигулевск Самарской области обязанности предоставить Москалеву В.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, судебным приставом-исполнителем 17.09.2015 г. было возбуждено исполнительное производство N 30443/15/63009-ИП и должнику предоставлен срок пять дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В установленный судебным приставом-исполнителем срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, администрацией городского округа Жигулевск Самарской области не исполнены.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Жигулевска УФССП России по Самарской области от 28.01.2016 г. с администрации городского округа Жигулевск Самарской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
По мнению заявителя, основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют, поскольку исполнение решения суда в 2015 году было невозможно, так как денежные средства, запланированные в 2015 году для формирования специализированного жилищного фонда, до настоящего времени в бюджет города Жигулевск не перечислены.
Администрацией приняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда, и отсутствие денежных средств в бюджете городского округа Жигулевск на данные цели обусловило невозможность исполнения решения суда в полном объеме, а взыскание исполнительского сбора может усугубить финансовое положение городского округа Жигулевск Самарской области.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и полагая, что в действиях администрации городского округа Жигулевск Самарской области отсутствуют виновные действия, связанные с неисполнением решения суда в 5-дневный срок, администрация городского округа Жигулевск Самарской области просила суд освободить ее от уплаты исполнительского сбора.
Определением Жигулевского городского суда Самарской области от 22.08.2016 г., заявление администрации городского округа Жигулевск Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворено. Администрация городского округа Жигулевск Самарской области освобождена от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Жигулевск УФССП России по Самарской области от 28.01.2016 г. в размере 50 000 руб. по исполнительному производству N 30443/15/63009-ИП.
В частной жалобе представитель Москалева В.В. - Бордон А.И. просит определение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм процессуального права.
В порядке части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
Из материалов дела следует, что решением Жигулевского городского суда Самарской области от 26.05.2015 г., вступившим в законную силу 17.08.2015 г., на администрацию городского округа Жигулевск возложена обязанность предоставить Москалеву В.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм.
17.09.2015 г. на основании исполнительного листа ФС N 006156058 от 15.09.2015 г., выданного Жигулевским городским судом Самарской области, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Жигулевска возбуждено исполнительное производство N 30443/15/63009-ИП (л.д. 59).
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.
28.01.2016 г. судебным приставом-исполнителем ОСП г. Жигулевска УФССП России по Самарской области вынесено постановление о взыскании с администрации городского округа Жигулевск исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение решения суда от 26.05.2015 г. в установленный срок (л.д. 60).
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Разрешая заявление должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора судом было принято во внимание, что решением Жигулевского городского суда Самарской области от 26.05.2015 г. на администрацию городского округа Жигулевск возложена обязанность предоставить Москалеву В.В. благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно указанному Закону гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых городскому округу на формирование специализированного жилищного фонда.
Как усматривается из материалов дела, в 2015 году администрации городского округа Жигулевск Самарской области на основании соглашения от 02.10.2015 г. министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области были предоставлены денежные средства, в результате чего администрацией был размещен муниципальный заказ на приобретение жилых помещений (семи квартир) посредством участия в долевом строительстве многоквартирных домов в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 16.11.2015 г. по результатам проведенного аукциона заключен муниципальный контракт.
В 2015 году жилыми помещениями были обеспечены 15 человек.
08.04.2016 г. на основании договора N 50 муниципальному образованию городского округа Жигулевск Самарской области перечислены субвенции из федерального и областного бюджетов на исполнение государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям- сиротам.
28.04.2016 г. размещены муниципальные заказы на приобретение 8 жилых помещений в г. Жигулевск Самарской области в муниципальную собственность для формирования специализированного жилищного фонда. По результатам проведенных аукционов заключены муниципальные контракты на приобретение восьми жилых помещений. Указанные жилые помещения предоставлены лицам из числа детей-сирот в соответствии со списком очередности предоставления жилья.
Принимая во внимание наличие объективных причин и отсутствие виновного противоправного бездействия должника - администрации городского округа Жигулевск Самарской области в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, учитывая вышеприведенные нормы, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявления администрации городского округа Жигулевск Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Определение суда является законным и по доводам частной жалобы представителя Москалева В.В. - Бордона А.И. отмене не подлежит.
Кроме того, удовлетворение заявления администрации городского округа Жигулевск Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, права и законные интересы взыскателя Москалева В.В. не затрагивает, поскольку исполнительский сбор подлежит зачислению в федеральный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Определение Жигулевского городского суда Самарской области от 22 августа 2016 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Москалева В.В. - Бордона А.И. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.