Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Деменевой Л.С., Ильиной О.В.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Р.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства в помещении суда гражданское дело по иску Паршукова Д.Ю. к Администрации города Каменска-Уральского о признании незаконным решения об исключении из участников подпрограммы, признании права на участие в федеральной подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище"
по апелляционной жалобе истца на решение Синарского суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 07.07.2016.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., судебная коллегия
установила:
истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указано, что истец является инвалидом третьей группы, перенесшим заболевания, связанные с радиационным воздействием в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС при исполнении обязанностей военной службы. При реализации в ... году права на улучшение жилищных условий, в нарушение требований Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истцу не было предоставлено одноразово гарантированное право на обеспечение дополнительной жилой площадью в виде комнаты. Решением городской комиссии от ... истец был принят в число участников федеральной подпрограммы "Государственный жилищные сертификаты". Решением городской комиссии от ... Паршуков Д.Ю. включен администрацией г.Каменска - Уральского в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в ... году Решением городской комиссии по обеспечению реализации федеральной подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" в МО "город Каменск-Уральский" от ... Паршуков Д.Ю. исключен из участников подпрограммы и списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в ... году. Основанием для принятия такого решения стал факт того, что ранее в ... году истец уже реализовал свое право на улучшение жилищных условий. С данным решением истец не согласен, полагает его незаконным, поскольку жилое помещение в ... году было предоставлено ему по месту работы КУМЗом и не может считаться мерой государственной поддержки по смыслу ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Кроме того, до настоящего времени истцом не реализовано право на обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. Учитывая, что до настоящего времени истец не был обеспечен дополнительной площадью в виде отдельной комнаты - у него сохраняется право на участие в федеральной подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Решением Синарского суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 07.07.2016 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением суда, истец подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение и недоказанность установленных судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Указал, что при реализации в 1994 году права на улучшение жилищных условий, гарантированного ему законом, ему было предоставлено жилое помещение, однако в нарушение норм ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не было предоставлено одноразово гарантированное право на обеспечение дополнительной жилой площадью в виде комнаты.
В материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу от представителя ответчика Администрации г. Каменска-Уральского - Беляниной Т.В., действующей на основании доверенности, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились.
Как следует из материалов дела, лица, участвующие в деле, были извещены о времени и месте судебного заседания путем направления им извещения от ... , а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет.
Возражений против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся сторон не поступало.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), в связи с тем, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты было предусмотрено пунктом 3 части первой статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ).
1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Этим Федеральным законом, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий.
Пунктом 2 части первой статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 130-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого закона, гарантировано обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, составляющей частью которой в настоящее время является подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В рамках реализации указанной подпрограммы действует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Согласно п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
В соответствии с п. 16 Правил в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м.
В настоящее время данные Правила применяются в рамках реализации Подпрограммы на 2015-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Из материалов дела следует, что Паршуков Д.Ю. является инвалидом ... группы, в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС (справка МСЭ ... от ... ).
Истец Паршуков Д.Ю. имеет удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, серии ... , выданное военным комиссариатом Свердловской области ...
Постановлением Администрации города Каменска - Уральского от ... Паршуков Д.Ю. принят на учет в качестве малоимущего, нуждающегося в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, составом семьи четыре человека.
На основании личного заявления Паршукова Д.Ю. от ... о выделении сертификата в ... году и в соответствии с решением Городской комиссии по обеспечению реализации федеральной подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" в МО город Каменск-Уральский от ... Паршуков Д.Ю. был включен Администрацией города Каменска-Уральского в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году, по категории: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица.
... решением Городской комиссии по обеспечению реализации федеральной подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" в МО город Каменск-Уральский истец исключен из состава участников Подпрограммы и списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в ... году.
... Администрацией города Каменска-Уральского в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области был направлен уточненный список граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании город Каменск-Уральский Свердловской области с целью исключения Паршукова Д.Ю. из сводного списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" на ... год по Свердловской области по категории: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица
Основанием для принятия, оспариваемого истцом решения от ... , послужил выявленный факт того, что ранее, в ... году, истцом уже было реализовано право на улучшение жилищных условий посредством предоставления ему двухкомнатной квартиры общей площадью ... кв. м. по адресу: ... на состав семьи три человека: Паршуков Д.Ю., Паршукова Н.В. - жена, Паршукова К.Д. - дочь. Из материалов дела следует, что в последующем указанное жилое помещение было обменено истцом на квартиру по ... (обменный ордер от ... серии ГА), в дальнейшем на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ... указанное жилое помещение было приобретено в общую долевую собственность Паршукова Д.Ю., Паршуковой К.Д. ( ... доля в праве у каждого).
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно указал, что действующей редакцией Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право инвалидов вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС на дополнительную жилую площадь не предусмотрено, истцом не представлены документы подтверждающие, что он страдает заболеваниями, дающими право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817, следовательно, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Изложенные выше выводы суда первой инстанции согласуются с Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 466-О-О и 21 февраля 2008 года N 100-О-О, в соответствии с которыми Конституция Российской Федерации, предусматривая право граждан на жилище, которого они не могут быть лишены произвольно, не гарантирует, кому бы то ни было предоставление сверхнормативной площади (жилой или общей).
Право на получение дополнительной общей площади жилого помещения (либо дополнительной жилой площади) по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса, а потому изменение правового регулирования предоставления таких льгот не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя.
При таком положении, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, судебная коллегия считает, что решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Паршукова Д.Ю. является правильным.
Доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном ущемлении его права на получение мер государственной поддержки с учетом льготы по обеспечению жильем в виде дополнительной площади в размере 15 кв.м являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом доказательств не имеется, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Синарского суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 07.07.2016 - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.П. Москаленко
Судьи
Л.С. Деменева
О.В. Ильина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.