Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Петровской О.В., судей Лузянина В.Н., Федина К.А. при секретаре Доевой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Набиева ФА к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании права на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 19.08.2016.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителя ответчика Заколюкина Д.С., поддержавшего доводы жалобы; истца, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Набиева ФА обратился с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что приказом Центрального банка Российской Федерации от ( / / ) он был награжден Почетной грамотой Банка России. Письмом ответчика от ( / / ) ему было отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", в связи с тем, что почетная грамота Центрального банка Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия в труде. Полагая такой отказ незаконным, истец просил суд признать право на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 19.08.2016 исковые требования Набиева ФА удовлетворены.
С таким решением ответчик не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Постановленное по делу решение суда не отвечает вышеуказанным требованиям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ( / / ) истец является получателем пенсии по старости.
Приказом Центрального банка Российской Федерации от ( / / ) N ... истец награжден Почетной грамотой Банка России за высокие достижения в труде и значительный вклад в развитие банковского дела в Российской Федерации.
В декабре 2014 года истец обратился в УСП МСП СО по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Письмом от ( / / ) N истцу было отказано в связи с тем, что Почетная грамота Центрального банка Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия в труде, поскольку Центральный банк Российской Федерации не является федеральным органом исполнительной власти.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Центральный банк Российской Федерации хотя и не входит в структуру и систему органов государственной власти, но выполняет публично-правовые функции, вследствие чего Почетная грамота Центрального банка Российской Федерации относится к числу ведомственных знаков отличия в труде. Соответственно награждение истца данной грамотой при наличии требуемого трудового стажа дает ему право на присвоение звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, действующей на дату обращения истца в пенсионный орган) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").
Из содержания указанной нормы следует, что она не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании ст. ст. 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ утверждено Положение "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области" (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п.п. 1 п. 1 Положения в редакции, действующей на дату обращения истца (до 09.02.2015), звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области, в частности: лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с п.п. 1 п. 1 названного Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды решение о награждении работников которыми принято: Президентом Российской Федерации; Председателем Правительства Российской Федерации; председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти; председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде также относятся награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также ведомственные знаки отличия Министерства обороны СССР или Министерства обороны Российской Федерации, удостоверение к которым подписано министром или заместителем министра, знак "Победитель социалистического соревнования ... года" либо знак "Ударник ... пятилетки", знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".
Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Вопреки выводу суда первой инстанции, Почетная грамота Банка России с учетом приведенных норм права не относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Применительно к ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации не входит в перечень органов государственной власти.
Центральный Банк Российской Федерации не включен в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", ни последующим Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636, касающегося вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти.
С учетом изложенного Банк России, не являясь органом государственной власти, является государственным органом, на который возложены государственные функции по финансовому, валютному и кредитному урегулированию в целях обеспечения защиты и финансовой устойчивости рубля. В связи с чем, указание суда первой инстанции на положения п. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 4, 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", наделяющие Банк России особым конституционно-правовым статусом, в данном случае не могло являться основанием для удовлетворения иска.
Несостоятельной является и ссылка суда первой инстанции на Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления, утвержденный Приказом Росстандарта от 26.04.2011 N 60-ст, поскольку из положений данного нормативного акта также следует, что Центральный банк Российской Федерации не относится к федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, несмотря на то, что Центральный банк Российской Федерации в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" выполняет публично-правовые функции, он не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, вследствие чего не может быть отнесен к таковым.
Принимая во внимание, что присвоенная Набиева ФА награда (Почетная грамота Банка России) не включена в перечень почетных званий СССР, предусмотренный ст. 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от ( / / ) N-Х; отсутствует в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию наградной системы Российской Федерации" от ( / / ) N"; не поименована в п.п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Положении о государственных наградах Российской Федерации от 02.03.1994 N 442, Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-2014, утвержденном Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст; отсутствует в п. 5 Положения "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области", она не может быть признана ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
При этом судебная коллегия отмечает, что нормы Положения не ограничивают по сравнению со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" круг лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", поскольку в рамках предоставленных государством полномочий именно субъект Российской Федерации утверждает перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", и предусматривает условия, при соблюдении которых проживающие на территории данного субъекта лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", имеют возможность реализовать данное право на основании положений Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2016 N 70-КГ15-12).
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации.
Указ Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ не признан в установленном порядке противоречащим федеральному законодательству, принят компетентным органом, в пределах предоставленных ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 19.08.2016 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Набиева ФА к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании права на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", отказать.
Председательствующий
Петровская О.В.
Судьи
Лузянин В.Н.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.