Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Тришкиной М.А.,
судей Аршиновой Е.В., Бартенева Ю.И.,
с участием прокурора Пирожниковой Н.А.,
при секретаре Куницыной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой О.А. к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области (далее по тексту - МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" ГО ЗАТО Светлый Саратовской области о компенсации морального вреда и судебных расходов
по апелляционной жалобе МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" ГО ЗАТО Светлый Саратовской области на решение Татищевского районного суда Саратовской области от 28 июля 2016 года, которым иск удовлетворен в части.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., заключение прокурора Пирожниковой Н.А., полагавшей об оставлении решения суда без изменения, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Иванова О.А. обратилась в суд с иском к МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" ГО ЗАТО Светлый Саратовской области о компенсации морального вреда и судебных расходов.
Требования мотивировала тем, что 16 мая 2015 года ее отец "данные изъяты", работающий электромонтером по испытаниям и измерениям службы электроснабжения 6 разряда в МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" ГО ЗАТО Светлый Саратовской области, погиб в результате несчастного случая на производстве. Согласно заключению ГУЗ СМЭ причиной смерти "данные изъяты" явилось поражение техническим электричеством. Виновными в наступлении несчастного случая являются должностные лица МУП "ЖКХ", которые не обеспечили безопасных условий труда. Степень вины "данные изъяты" комиссией по расследованию несчастного случая установлена в 30 %, грубой неосторожности в его действиях не установлено. В результате гибели отца истец испытала нравственные страдания в связи с потерей близкого человека, который вырастил ее, воспитал и на протяжении всей жизни помогал ей. Для защиты своих прав, Иванова О.А. обратилась за оказанием юридической помощи, в связи с чем понесла судебные расходы на оплату услуг представителя.
В качестве третьего лица по делу привлечена администрация ГО ЗАТО Саратовской области.
На основании вышеизложенного, Иванова О.А. просила суд взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 3 000 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Решением Татищевского районного суда Саратовской области от 28 июля 2016 года постановлено:
"Исковые требования Ивановой О.А. к МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" ГО ЗАТО Светлый Саратовской области о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" ГО ЗАТО Светлый Саратовской области в пользу Ивановой О.А. в счет компенсации морального вреда 110 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей, а всего 120 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Ивановой О.А. в остальной части отказать.
Взыскать с МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" ГО ЗАТО Светлый Саратовской области государственную пошлину в доход бюджета Татищевского муниципального района Саратовской области в размере 300 рублей".
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным толкованием закона. Выражает несогласие с выводами суда. Указывает на то, что трансформаторная подстанция ТП-3, где произошел несчастный случай с "данные изъяты" не является источником повышенной опасности в силу ч. 1 ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Обращает внимание, что "данные изъяты" был застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отделе страхования профессиональных рисков ГУ "Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ", где ему начислялись соответствующие выплаты. Суд в нарушение законодательства рассмотрел дело, не привлекая к числу лиц, участвующих в деле, представителя данного учреждения.
От старшего помощника прокурора Татищевского района Саратовской области Зорина С.С. поступили возражения, в которых он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная "данные изъяты" и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Способ и размер компенсации морального вреда установлен ст. 1101 ГК РФ, согласно которой компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как видно из материалов дела, "данные изъяты" состоял в трудовых отношениях с МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" ГО ЗАТО Светлый Саратовской области в должности электромонтера по испытаниям и измерениям службы электроснабжения 6 разряда.
Согласно свидетельству о смерти "данные изъяты" умер 16 июня 2015 года.
Смерть "данные изъяты" наступила в результате несчастного случая на производстве, что подтверждается актом. По факту произошедшего несчастного случая было проведено расследование.
Как следует из акта о несчастном случае N 1 от 06 июля 2015 года причинами несчастного случая являются:
- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, выразившееся в необеспечении безопасных условий труда при производстве работ в действующей электроустановке по наряду-допуску N 8 от 11 июня 2015 года;
-нарушение трудовой и производственной дисциплины, выразившееся в несоблюдении "данные изъяты" - электромонтером по испытаниям и измерениям службы электроснабжения 6 разряда МУП "ЖКХ" ГО ЗАТО Светлый правил и норм охраны труда, инструкции по охране труда, должностной инструкции для электромонтера;
- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, выразившиеся в допуске к работе Киреева А.Ф. без проведения с ним обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, а также без проведения эффективной проверки знаний требований охраны труда;
-неприменение средств индивидуальной защиты "данные изъяты" при выполнении работ в действующей электроустановке по наряду-допуску N 8 от 11 июня 2015 года.
Лицами, допустившими нарушение требований охраны труда, согласно акту явились:
- "данные изъяты" - начальник службы электроснабжения, и Громов В.И. - электромонтер, которые не обеспечили безопасных условий труда в действующей электроустановке, в том числе для электромонтера по испытаниям и измерениям службы электроснабжения 6 разряда Киреева А.Ф.;
- "данные изъяты" - электромонтер по испытаниям и измерениям службы электроснабжения 6 разряда, который не обеспечил соблюдение правил и норм охраны труда, инструкции по охране труда, должностной инструкции, расширил рабочее место и объем задания, определенных нарядом допуском, приблизился на недопустимое расстояние к оборудованию ТП16, находящегося под напряжением, без применения электрозащитных средств;
- "данные изъяты" - главный инженер, который не обеспечил достаточного контроля за безопасным проведением работ в действующей электроустановке, не осуществил надлежащего контроля за соблюдением работниками трудовой производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, мер безопасности, инструкций по охране труда, должностных инструкций;
- "данные изъяты" - директор, не осуществивший достаточного контроля за безопасным проведением работ в электроустановке членами бригады, соблюдением ими правил по охране труда при производстве работ в ТП N 3, а также за правильностью применения "данные изъяты" средств индивидуальной защиты (диэлектрических перчаток), обеспечивший допуск до работы "данные изъяты" без проведения с ним обучения безопасным методам выполнения работ, без проведения эффективной проверки знаний требований охраны труда, целевого инструктажа на рабочем месте, без выдачи ему специальной одежды, специальной обуви;
-МУП "ЖКХ" ГО ЗАТО Светлый, являющееся работодателем и ответственным за соблюдение требований трудового законодательства, но не обеспечившим безопасность работника при производстве работ в действующей электроустановке
Заключением комиссии "данные изъяты" установлена степень вины 30 %.
Истец Иванова О.А. являлась дочерью погибшего и на день его смерти проживала совместно с ним.
Кроме того, судом установлено, что трансформаторная подстанция ТП N 3, расположенная по адресу: "данные изъяты" находится в собственности ГО ЗАТО Светлый Саратовской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Из договора N 03 от 09 января 2007 года о передаче инженерных коммуникаций, являющихся муниципальной собственностью, в безвозмездное пользование и дополнительных соглашений к данному договору, следует, что администрация ГО ЗАТО Светлый Саратовской области передала в безвозмездное пользование МУП "ЖКХ" ГО ЗАТО Светлый Саратовской области объекты, находящиеся в муниципальной собственности, согласно приложениям N 1, 2, 3, 4, в том числе ТП N 3, на срок с 01 января 2007 года по 01 января 2020 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того,
что истцу причинены нравственные страдания вследствие гибели близкого родственника (отца) при исполнении им трудовых обязанностей, вина ответчика подтверждена материалами дела, поэтому ответчик обязан выплатить истцу компенсацию морального вреда.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал правильную оценку.
Компенсацию морального вреда в размере 110 000 рублей судебная коллегия находит разумной и справедливой, соответствующей положениям ст. ст. 151, 1101 ГК РФ.
Так как решение состоялось в пользу истца, суд правомерно взыскал с ответчика расходы по оплате услуг представителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд в нарушение законодательства рассмотрел дело, не привлекая к числу лиц, участвующих в деле, ГУ "Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ", не могут служить основанием к отмене решения суда, так как непривлечение указанного органа в качестве третьего лица, с учетом существа заявленного спора, правового значения не имеет и на правильность решения не влияет.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе и о том, что трансформаторная подстанция ТП N 3, где произошел несчастный случай с "данные изъяты" не является источником повышенной опасности, по сути, сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленным доказательствам, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, которые могли бы повлечь отмену постановленного решения, так как обстоятельствам, с которыми не соглашается сторона ответчика, была дана верная оценка, основанная на материалах дела.
Решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Татищевского районного суда Саратовской области от 28 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" ГО ЗАТО Светлый Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.