Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев 6 июля 2016 г. в открытом судебном заседании в Курском областном суде административное дело по жалобе Очеретько С.А. на постановление судьи Льговского районного суда Курской области от 18 июня 2016 г. о привлечении к административной ответственности по ст.18.8 ч.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки
"адрес" Республики, проживающей без регистрации по адресу: "адрес"
"адрес", не работающей, замужней,
У с т а н о в и л а:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 17.06.2016г. N193, составленным ВРИО ОУ ФМС РФ в Льговском районе Курской области капитаном внутренней службы Филатовой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. в рамках проведения оперативно-профилактических мероприятий, в ходе проверки законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, по адресу: "адрес", выявлена гражданка Кыргызской Республики ФИО1, которая пребывает на территории Льговского района Курской области с нарушением режима пребывания иностранных граждан, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, так как 16.03.2016г. Суджанским районным судом принято решение об административном выдворении ФИО1 за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда. 29.03.2016 г. УФМС России по Курской области в отношении ФИО1 принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию до 17.03.2021 года. Однако 17.06.2016 г. гражданка Кыргызской Республики ФИО1 въехала на территорию Российской Федерации, чем нарушила ст.25.10, п.2 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Льговского районного суда Курской области от 18 июня 2016г. гражданка Кыргызской Республики ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене постановления судьи в части назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, как нарушающего ее право на уважение семейной жизни.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО1 и ее защитника Панежа А.Н., судья Курского областного суда приходит к выводу об отмене постановления судьи от 18.06.2016 г. с возвращением дела на новое рассмотрение в Льговский районный суд Курской области, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В силу ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Рассматривая дело, судья Льговского районного суда Курской области установила, что гражданка Кыргызской Республики ФИО1 в нарушение положений ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", пребывает на территории Льговского района Курской области в нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, поскольку не имеет документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, что влечет ответственность по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ. Вина ФИО1 в совершении правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств. Принимая во внимание сведения о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, характер и обстоятельства совершения административного правонарушения, личность ФИО1, её имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, которым признано её раскаяние в совершенном административном правонарушении, учитывая, что ФИО1 находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих её право на пребывание (проживание) в Российской Федерации и мер к устранению сложившейся противоправной ситуации не приняла, судья районного суда пришла к выводу, что назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации соответствует целям и принципам назначения административного наказания.
Вместе с тем, судья районного суда не дала правовой оценки имеющимся в деле данным о наличии зарегистрированного брака ФИО1 с гражданином Российской Федерации Панежа А.Н. (копия свидетельства о регистрации брака л.д.16).
В соответствии с ч.2 ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни, частной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния семьи, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N3-П, от 13 марта 2008 г. N5-П, от 27 мая 2008 г. N8-П, от 13 июля 2010 г. N15-П, от 17 января 2013 г. N1-П и др.).
В соответствии с п.23.1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также ее соразмерности целям административного наказания с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Однако обстоятельства, связанные с наличием у ФИО1 семьи в Российской Федерации, имеющие значение при решении вопроса о назначении дополнительного административного наказания, судьей районного суда не проверены.
Кроме того, из материалов дела следует, что на территорию Российской Федерации ФИО1 С.А. въехала 17 марта 2016г., что помимо ее объяснений подтверждается копией миграционной карты, уведомлением о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и иными данными. Однако протокол об административном правонарушении содержит иную дату въезда ФИО1 на территорию Российской Федерации - 17 июня 2016 г., что судьей районного суда оставлено без внимания и свидетельствует о неполноте исследования события правонарушения.
При данных обстоятельствах при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Постановление судьи Льговского районного суда Курской области от 18 июня 2016г. отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 возвратить в Льговский районный суд Курской области на новое рассмотрение.
Судья Курского областного суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.