Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего: Марьенковой А.В.,
судей: Карпова А.В., Прокопец Л.В.,
при секретаре: Оленцовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению "адрес" транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности на ОАО "РЖД" оборудовать поезд N вагоном специально приспособленным для инвалидов, в том числе на креслах-колясках,
по апелляционному представлению "адрес" транспортного прокурора КЕЭ на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения прокурора МОЮ, представителя ОАО "РЖД" РАВ, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Сахалинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оборудовать поезд N вагоном, специально приспособленным для инвалидов, в том числе на креслах-колясках. В обоснование заявленных требований указано, что ОАО "РЖД", являясь собственником пассажирских вагонов, осуществляет формирование поезда N, курсирующего по направлению "данные изъяты". В ходе проверки выявлено, что ни один из вагонов указанного поезда не соответствует требованиям действующего законодательства по обеспечению проезда инвалидов и других маломобильных групп населения мотор-вагонного подвижного состава, что послужило основанием обращения в суд.
Представитель ответчика ОАО "РЖД", АО ПК С с предъявленными требованиями не согласились.
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого ставит вопрос "адрес" транспортный прокурор КЕЭ в апелляционном представлении. Указывает на неверное определение судом обстоятельств по делу. Отмечает обязательность положений законодательства, нормативов и правил организации перевозки инвалидов и маломобильных групп населения для исполнения всеми участниками перевозочного процесса. Отмечает, что в нарушение требований ч. 1 ст. 41 ГПК РФ замена ненадлежащего ответчика не произведена, ходатайство прокурора о его замене отклонено.
В письменных возражениях на апелляционное представление ОАО "РЖД" указывает на отсутствие оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.
В суде апелляционной инстанции прокурор МОЮ поддержала доводы апелляционного представления.
Представитель ОАО "РЖД" РАВ настаивала на позиции, изложенной в возражениях.
Представитель АО ПК С в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя АО ПК С
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
Предметом рассмотрения дела судом первой инстанции явились требования "адрес" транспортного прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на ОАО "РЖД" обязанности оборудовать поезд N вагоном, специально приспособленным для использования инвалидов, в том числе на креслах-колясках.
Разрешая заявленные требования на основании положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст.15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Приказа Минтранса России от 21.12.2010 N286 о видах подвижных составов и, установив обстоятельства того, что поезд N сообщением "данные изъяты" сформирован из вагонов локомотивной тяги, к которым не применимы требования СП 2.5.1198-03, а равно как и факт формирования железнодорожного состава АО ПК С а не ОАО "РЖД", суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по доводам апелляционного представления по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
На основании п.3 ст.17 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Минтранса России от 06.11.2015 N329 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, которым такая обязанность возлагается на перевозчиков, операторов железнодорожного подвижного состава, владельцев пассажирской инфраструктуры железнодорожного вокзала (далее Порядок).
Обеспечение доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности осуществляется посредством инструктирования или обучения работников, принимаемых на работу для обслуживания данной категории пассажиров (п.3 Порядка); определения последовательности действий работников пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, в отраслевых стандартах, типовых технологических процессах, инструкциях, порядках, регламентах, технологических процессах или иной нормативной документации, содержащей положения по обслуживанию пассажиров (п.4 Порядка); обеспечения, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создания пассажирам из числа инвалидов условий доступности услуг, установленных в п.5 Порядка.
В соответствии с п.8 Порядка перевозчики, владельцы инфраструктуры, операторы при подготовке технических заданий и при заключении договоров принимают меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших реконструкцию, модернизацию зданий (помещений), в которых осуществляется предоставление услуг, а также по обеспечению закупки пассажирских вагонов для перевозки инвалидов с соблюдением условий их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N12.
Буквальное толкование приведенной нормы действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что принятие мер по закупке пассажирских вагонов для перевозки инвалидов с соблюдением условий их доступности для данной категории граждан возлагается на перевозчика, владельца инфраструктуры с 01 июля 2016 года. При этом Порядком предусмотрено поэтапное повышение уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов для их перевозки, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, в том числе посредством обследования данных объектов и предоставляемых на них услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов объекта и предоставляемых на них услуг.
В силу п.20 Порядка перевозчики и владельцы инфраструктуры, операторы на основе анализа паспортов направляют в Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное агентство железнодорожного транспорта предложения по повышению значений показателей доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, вокзалов, пассажирских поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования для их включения в планы мероприятий (дорожные карты) в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N599.
На основе приведенных норм действующего законодательства и с учетом поступления искового заявления "адрес" транспортного прокурора 01 октября 2015 года, судебная коллегия приходит к выводу о преждевременном предъявлении в суд требований о возложении обязанности на ОАО "РЖД" оборудовать поезд N вагоном, специально приспособленным для инвалидов, в том числе на креслах-колясках.
Более того, требования истца основаны на п.6.9 Санитарных правил 2.5.1198-03, положения которого устанавливают Санитарно-гигиенические требования и нормативы для моторвагонного подвижного состава, к каковым железнодорожный состав сообщением "данные изъяты" не относится. Доводы ОАО "РЖД" об отсутствии у завода изготовителя вагонов соответствующей конструкции и планировки пассажирских салонов и отсутствии у ОАО "РЖД" полномочий по изменению характеристик имеющихся в наличии вагонов стороной истца также не опровергнуты.
По приведенным основаниям доводы апелляционного представления о нарушении судом первой инстанции требований ч.1 ст.41 ГПК РФ правового значения не имеют.
С учётом изложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционное представление Сахалинского транспортного прокурора КЕЭ - без удовлетворения.
Председательствующий: Марьенкова А.В.
Судьи: Карпов А.В.
Прокопец Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.