Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием защитников АО "ТЕПЛАНТ" Вилимсон А.Г., Зеленина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Акционерного общества "ТЕПЛАНТ" на решения Куйбышевского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, которыми
постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N N, которыми АО "ТЕПЛАНТ" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2, ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.21 и ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ соответственно - оставлены без изменения, жалобы без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ АО "ТЕПЛАНТ" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (нарушены требования ст. ст. 14, 18 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", Приказа Минприроды России от 25.02.2010 года N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 года N "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности"), назначено административное наказание в виде "данные изъяты".
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ АО "ТЕПЛАНТ" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ (нарушены требования ст. ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 12, 30 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"), назначено административное наказание в виде "данные изъяты".
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ АО "ТЕПЛАНТ" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (нарушены требования ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"), назначено административное наказание в виде "данные изъяты".
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ АО "ТЕПЛАНТ" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (нарушены требования ст. ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ), назначено административное наказание в виде административного "данные изъяты".
Не согласившись с постановлениями административного органа, АО "ТЕПЛАНТ" обратилось с жалобами в Куйбышевский районный суд г. Самары, которым ДД.ММ.ГГГГ вынесены указанные выше решения.
АО "ТЕПЛАНТ" в настоящих жалобах просит отменить постановления административного органа и решения районного суда с прекращением производства по делам, ссылаясь на отсутствие состава вмененных правонарушений, наличие при производстве по делу грубых процессуальных нарушений.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 и 58 Конституции России, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
В соответствии со статьей 75 указанного Федерального закона N 7-ФЗ, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе и соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ст. 14 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14). Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (п. 2 ст. 14). На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п.3 ст. 14).
Статьей ст. 18 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" определены правила нормирования в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "О отходах производства и потребления" нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей ст. 22 приведенного Федерального закона предусмотрено установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об атмосферном воздухе" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно ст. 12 указанного Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (п. 1 ст. 12) Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (п. 2 ст. 12). В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (п. 4 ст. 12).
Пунктом 1 ст. 30 указанного Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) приведено понятие "загрязняющее вещество", под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно пункту 8 статьи 15 Закона N 96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Для получения такого разрешения согласно статье 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 и ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков и лица, использующие их, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы и проводить мероприятия по защите земель.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Объект настоящего правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, уничтожение плодородного слоя почвы,
а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и
агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. К загрязняющим веществам относятся химические или биологические вещества либо смесь таких веществ в атмосферном воздухе, оказывающие при определенной концентрации неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие составляющие окружающей природной среды.
Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент реализации объективной стороны. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Как установлено административным органом и судом первой инстанции, на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО "ТЕПЛАНТ", расположенного по адресу: "адрес", в период с ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлено следующее:
АО "Теплант", зарегистрированное и фактически расположенное по адресу: "адрес", эксплуатирует стационарные источники выбросов: сооружения в которых размещены цех линий МВП, участок КРЦ, цех окраски, склад, котельная, а также вагончик. АО "Теплант", в процессе деятельности которого образуются отходы I -IV класса опасности, не подтверждено отнесение отходов "Оборудований компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства" (код по ФККО-2014 - 4 81 000 00 00 0), "Отходы от демонтажа техники, подлежащей восстановлению (кроме отходов, вошедших в Блок 4)" (код по ФККО-2014 - 7 41 300 00 00 0), "Отходы деталей и комплектующих холодильного оборудования" (код по ФККО-2014 - 9 18 520 00 00 0) к конкретному классу опасности. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Факт образования отходов "Оборудование компьютерное, электронное оптическое, утратившее потребительские свойства" (код по ФККО-2014 - 4 81 000 00 00 0), "Отходы от демонтажа техники, не подлежащей восстановлению (кроме отходов, вошедших в Блок 4)" (код по ФККО-2014 - 7 41 300 00 00 0), "Отходы деталей и комплектующих холодильного оборудования" (код по ФККО-2014 - 9 18 520 00 00 0) установлен в ходе проведения проверки и изложен в соответствующем акте. АО "Теплант", в процессе деятельности которого образуются отходы I -IV класса опасности, не составлены паспорта на следующие виды отходов "мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе" (код по ФККО-2014 - 4 81 205 02 52 4, класс опасности - 4) "Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства" (код по ФККО-2014 - 4 81 000 00 00 0), "Отходы от демонтажа техники, не подлежащей восстановлению (кроме отходов, вошедших в Блок 4)" (код по ФККО-2014 - 7 41 300 00 00 0), "Отходы деталей и комплектующих холодильного оборудования" (код по ФККО-2014 - 9 18 520 00 00 0), "Огнетушители углекислотные, утратившие потребительские свойства" код по ФККО-2014 - 4 89 221 21 52 4), "Отходы поливинилхлорида в виде изделий или лома изделий незагрязненные" код по ФККО-2014 - 4 35 100 03 51 4). В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе отходов и свойствах этих отходов, оценки их степени опасности. В соответствии с пунктом 4 Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013г. N "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I -IV классов опасности. Факты образования вышеперечисленных отходов установлены в ходе проведения проверки и изложены в пункте 1 акта проверки N от ДД.ММ.ГГГГ.
Основными производствами, имеющими источники выделения загрязнений в атмосферу, у АО "Теплант" является: производство минераловатных плит (МВП); производство панелей "Сэндвич"; цех окраски оцинкованного листа; отдел главного энергетика; вспомогательные ремонтные подразделения; автотранспортный цех. Цех линии МВП предназначен для выпуска минерального утеплителя на основе гидрофобизированного базальтового волокна на линии "Гаммаеккиника". В производстве используется: базальт или порфирит, доломит (раскислитель), кокс (топливо). В вагранке протекают процессы плавления сырья с помощью энергии кокса. При сливе выделяется оксид углерода. Расплав из вагранки вытекает через сифоны и желоба на быстро вращающиеся валы центрифуги системы волокнообразования, где расплав формируется в тонкие волокна. Волокно смачивается связующим веществом (водный раствор фенолоформальдегидной смолы). Поток воздуха выносит сформированные волокна в камеру волокноосаждения. При этом, в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества: аммиак, углерод оксид, фенол, формальдегид, пыль стекловолокна. Сформированная вата проходит процесс сжатия и гофрировки, далее в камеру полимеризации. Выделяются следующие загрязняющие вещества: аммиак, фенол, формальдегид. В процессе разрезки минваты на плиты определенных размеров выделяется пыль стекловолокна. Склад связующего: Резервуар хранения аммиака водного (массовое содержание аммиака 25%) накапливается в резервуаре. При сливе выделяются пары аммиака. Три вертикальных резервуара хранения фенолформальдегидной смолы. При сливе выделяются пары фенола и формальдегида. Смола хранится при температуре 50С. От холодильных установок поступает фреон 22. Погрузочно-разгрузочный участок. При разгрузке и хранении в атмосферу выделяется пыль неорганическая, содержащая SiО2. Участок КРЦ. При работе заточных станков выделяется пыль металлическая и абразивная. При проведении сварочных работ в атмосферу поступают железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид, углерода оксид, фториды газообразные, фториды плохо растворимые и пыль неорганическая: 70-20% SiО2. Производство панелей "Сэндвич". При нанесении клея на оцинкованные листы в атмосферу поступаю загрязняющие вещества: ацетон, дифенилметан-диизоцианат. Из кабины окраски и зон нагрева сушильной камеры воздух, загрязненный парами растворителей подается в термодожигатель. При этом, в атмосферу выбрасывается: азота оксид, азота диоксид, оксид углерода, ксилол, этилбензол, изобутанол, 2-бутоксиэтанол, 1-метоксипропан-2-ол, диметилбутан-2,3-диоат,диметилгексен-1,6-диоат, 2-метокси-1 -метилацетат, сольвент, хлорметилоксиран. Котельная. Топливо - природный газ. Продукты сгорания: азота диоксид азота оксид, углерода оксид, бенз/а/пирен. Цех окраски оцинкованного листа: в состав линии входит размыватель, накопитель, ванны подготовки поверхностей, камера окраски, камера сушки, узел намотки, установка дожига. В процессе работы линии выделяются: азота оксид, азота диоксид, оксид углерода, гидроксид натрия, ксилол, этилбензол, изобутанол, 2-утоксиэтанол, 1-метоксипропан-2-ол, диметил бутан-2,3- диоат, диметилгексен-1,6-диоат, 2-метокси-1-метилацетат, сольвент, хлорметилоксиран и др. Выбросы от автотранспорта (стоянка, гараж, проезды). Для вышеперечисленных источников выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствуют утвержденные нормативы ПДВ. Данные обстоятельства подтверждены Актами отбора проб промышленных выбросов в атмосферу.
АО "Теплант" имело разрешение N на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, действующее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ АО "Теплант" работало в штатном режиме, осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом, в ходе проверки установлено, что основными производствами, имеющими источники выделения загрязнений в атмосферу, у АО "Теплант" является: производство минераловатных плит (МВП); производство панелей "Сэндвич"; цех окраски оцинкованного листа; отдел главного энергетика; вспомогательные ремонтные подразделения; автотранспортный цех. Цех линии МВП предназначен для выпуска минерального утеплителя на основе гидрофобизированного базальтового волокна на линии "Гаммамеккиника". В производстве используется: базальт или порфирит, доломит (раскислитель), кокс (топливо). В вагранке протекают процессы плавления сырья с помощью энергии кокса. При сливе выделяется оксид углерода. Расплав из вагранки вытекает через 1 сифоны 1 желоба на быстро вращающиеся валы центрифуги системы волокнообразования, где расплав формируется в тонкие волокна. Волокно смачивается связующим веществом (водный раствор фенолоформальдегидной смолы). Поток воздуха выносит сформированные волокна в камеру волокноосаждения. При этом в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества: аммиак, углерод оксид, фенол, формальдегид, пыль стекловолокна. Сформированная вата проходит процесс сжатия и гофрировки, далее в камеру полимеризации. Выделяются следующие загрязняющие вещества: аммиак, фенол, формальдегид. В процессе разрезки минваты на плиты определенных размеров выделяется пыль стекловолокна. Склад связующего: Резервуар хранения аммиака водного (массовое содержание аммиака 25%) накапливается в резервуаре. При сливе выделяются пары аммиака. Три вертикальных резервуара хранения фенолформальдегидной смолы. При сливе выделяются пары фенола и формальдегида. Смола хранится при температуре 5°С. От холодильных установок поступает фреон 22. Погрузочно-разгрузочный участок. При разгрузке и хранении в атмосферу выделяется пыль неорганическая, содержащая SiО2. Участок КРЦ: при работе заточных станков выделяется пыль металлическая и абразивная. При проведении сварочных работ в атмосферу поступают железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид, углерода оксид, фториды газообразные, фториды плохо растворимые и пыль неорганическая: 70-20% SiО2. Производство панелей "Сэндвич": при нанесении клея на оцинкованные листы в атмосферу поступают загрязняющие вещества: ацетон, дифенилметан-диизоцианат. Из кабины окраски и зон нагрева сушильной камеры воздух, загрязненный парами растворителей и подается в термодожигатель. При этом в атмосферу выбрасывается: азота оксид, азота диоксид, оксид углерода, ксилол, этилбензол, изобутанол, 2-бутоксиэтанол, 1-метоксипропан-2-ол, диметил бутан-2,3- диоат, диметилгексен-1,6-диоат, 2-метокси-1-метилацетат, сольвент, хлорметилоксиран. Котельная: топливо - природный газ; продукты сгорания: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бенз/а/пирен. Цех окраски оцинкованного листа: в состав линии входит размыватель, накопитель, ванны подготовки поверхностей, камера окраски, камера сушки, узел намотки, установка дожига. В процессе работы линии выделяются: азота оксид, азота диоксид, оксид углерода, гидроксид натрия, ксилол, этилбензол, изобутанол, 2-бутоксиэтанол, 1-метоксипропан-2-ол, диметил бутан-2,3- диоат, диметилгексен-1,6-диоат, 2-метокси-1-метилацетат, сольвент, хлорметилоксиран и др. Имеют место также выбросы от автотранспорта (стоянка, гараж, проезды).
В ходе проведения проверки обследован земельный участок, прилегающий к территории АО "Теплант", въезд на который возможен из ворот АО "Теплант" (пост N), другой въезд перегорожен самодельным шлагбаумом из трубы закрытым на замок, с остальных сторон затруднен древесной и кустарниковой растительностью, берегом оз. М. Лебяжье на площади 3,4267 га. Специалистами филиала "ЦЛАТИ по Самарской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" произведен отбор проб на земельном участке для определения класса опасности. В ходе проверки, при осмотре данного земельного участка установлено, что напротив металлических ворот осуществляется накопление сырья для производства минеральной ваты: базальтовый щебень в гуртах, навалом на земле, площадью "данные изъяты" га (кадастровый номер участка N, предназначенный для размещения временных промышленных предприятий и складов V-IV класса вредности, без укладки асфальтового покрытия, с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией). По краям участка складированы отходы производства и потребления: мусор строительный, лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме обломки, бумажные гильзы, шпули (без стержней и пробок), отходы пленки полиэтилена (с логотипом и надписью "Teplant"), сломанные древесные поддоны, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), лом и отходы изделий из полистирола. Вышеперечисленные отходы накапливались навалом на земле. Возле берега озера М. Лебяжье обнаружены отходы производства: отходы минерального волокна теплоизоляционного, отходы расплава, мелочь коксовая (отсев), коксовые массы отработанные, бумажные гильзы, шпули (без стержней и пробок), отходы пленки полиэтилена (с логотипом и надписью "Teplant"), сломанные древесные поддоны, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), лом и отходы изделий из полистирола, резинотехнические изделия отработанные, шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные, мусор строительный. Накопление данных отходов производилось поверх плодородного слоя почвы. Имеются множественные, хаотично разбросанные кучи вышеперечисленных отходов, их планировки тяжелой колесной техникой по рельефу местности, в результате чего уровень насыпи данных отходов в некоторых местах достигал нескольких метров от естественного уровня земли (Фототаблица 1-10). Отходами производства вперемешку с бытовыми отходами ведется отсыпка берега оз. "данные изъяты", сдвигая гурты отходов в водоем. На данном земельном участке также обнаружено несколько котлованов размером приблизительно 5x5 и глубиной 4 метра, заполненных отходами древесной тары и прочими горючими отходами, видны следы их сжигания. Также на территории обнаружены сшитые тома счет-фактур и прочей бухгалтерской документации ДД.ММ.ГГГГ года с реквизитами "данные изъяты". Таким образом, при осуществлении производственной деятельности, АО "Теплант" допущены приведенные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: АО "Теплант" допустило уничтожение плодородного слоя почвы на площади "данные изъяты" путем перекрытия отходами производства и потребления.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлекая АО "ТЕПЛАНТ" к административной ответственности по ст. 8.1, ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ старший государственный инспектор РФ по охране природы по Самарской области пришел к правильному выводу о нарушении указанным юридическим лицом природоохранного законодательства, поскольку выявленные нарушения напрямую влияют на обеспечение охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий, а также обеспечение экологической безопасности населения и территорий.
Указанные обстоятельства дела и вина АО "ТЕПЛАНТ" в совершении вышеописанных административных правонарушений подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.
В то же время, доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по недопущению выявленных правонарушений суду апелляционной инстанции не представлено.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Указания в жалобе привлекаемого лица относительно реализации процедуры привлечения к административной ответственности с грубыми процессуальными нарушениями - несоблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части проведения проверки с грубыми нарушениями установленного порядка, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, поскольку плановая выездная проверка АО "ТЕПЛАНТ" была проведена в пределах установленных соответствующим приказом от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ.
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции, копия Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ была направлена почтой привлекаемому к ответственности лицу в день его составления, а сам Акт составлен в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ.
Аналогичная оценка доводам первоначальной жалобы в этой части дана и судом первой инстанции, также не усмотревшим каких-либо грубых нарушений порядка проведения проверки юридического лица.
Доводы жалобы относительно отсутствия в действиях юридического лица состава вмененных правонарушений в связи с тем, что АО "ТЕПЛАНТ" не ведет деятельности в области градостроительства, территориального планирования, проектирования и строительства объектов не могут быть приняты во внимание, поскольку административным органом юридическому лицу вменено несоблюдение экологических требований при эксплуатации объектов капитального строительства, то есть в соответствии с диспозицией ст. 8.1 КоАП РФ.
Кроме того, обстоятельства непрерывности ведения хозяйственной деятельности без изменения её характера АО "ТЕПЛАНТ" не оспаривались, как и тот факт, что ранее Общество имело соответствующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ, однако на момент проверки надлежащим образом оформленное разрешение отсутствовало.
Ссылки в жалобе на отсутствие замеров проб атмосферного воздуха, то есть недоказанность факта выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух также не могут быть признаны обоснованными, поскольку наличие указанных выбросов является неотъемлемой частью процесса функционирования производства АО "ТЕПЛАНТ".
Утверждение заявителя о том, что при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда были нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, является необоснованным. Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении жалобы, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен.
Оспаривание привлекаемым к ответственности лицом факта наличия самого события административного правонарушения, фактически вопреки объективно установленным по делу обстоятельствам, не может быть расценено апелляционной инстанцией иначе, как попытка уйти от установленной законом ответственности за выявленное нарушение.
Вопреки доводам жалобы, суд всесторонне, полно и объективно рассмотрел дело в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, тщательно исследовал все доказательства, представленные сторонами, дал им надлежащую оценку, указав мотивы и основания, по которым им приняты во внимание одни доказательства и отвергнуты другие доказательства.
Иные доводы, на которые ссылается АО "ТЕПЛАНТ" в своей жалобе, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных в рамках производства по делу административным органом и судом, с выводами которых апелляционная инстанция склонна согласиться.
Постановления о привлечении АО "ТЕПЛАНТ" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, вынесены должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении указанных выше постановлений административным органом и судьей районного суда в ходе рассмотрения первоначальной жалобы положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения требований природоохранного законодательства, выявленные в ходе плановой выездной проверки АО "ТЕПЛАНТ", были допущены юридическим лицом в результате бездействия.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, возбужденных в отношении АО "ТЕПЛАНТ" по результатам проведенной проверки, в соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ подведомственно одному должностному лицу, которое ДД.ММ.ГГГГ и рассмотрело их.
Таким образом, АО "ТЕПЛАНТ", совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.1, ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, подлежало привлечению к административной ответственности с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении и назначением административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
При таких обстоятельствах постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, вынесенные в отношении АО "ТЕПЛАНТ" подлежат изменению в части назначенного ему административного наказания - в виде административного штрафа в размере 190 000 рублей, а жалоба юридического лица подлежит частичному удовлетворению.
Каких-либо законных оснований для снижения назначенного АО "ТЕПЛАНТ" наказания в соответствии с положениями ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции также не усматривает.
Оснований для прекращения производства по делу, либо применения ст. 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу постановлений и решений, суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Рассмотренные в отношении Акционерного общества "ТЕПЛАНТ" дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по постановлениям старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за N N, объединить в одно производство.
Постановления старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за N N, решения Куйбышевского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить АО "ТЕПЛАНТ" административное наказание в виде "данные изъяты".
В остальной части вынесенные по делу постановления административного органа и решения суда оставить без изменения.
Жалобу АО "ТЕПЛАНТ" - удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда подпись
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.