судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хаировой А.Х.,
судей Ефремовой Л.Н., Набок Л.А.,
при секретаре Булановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного казённого учреждения Самарской области "Центр занятости населения городского округа Тольятти" по доверенности Шамшиной И.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 23 августа 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Макарова А.Г. удовлетворить.
Обязать Государственное казённое учреждение Самарской области "Центр занятости населения городского округа Тольятти" назначить Макарову А.Г. пособие по безработице в соответствии с пунктом 1 ст. 33 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" с **.**.**** года".
Заслушав доклад судьи Хаировой А.Х., пояснения представителя ответчика - Государственного казённого учреждения Самарской области "Центр занятости населения городского округа Тольятти" по доверенности Шамшиной И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Макарова А.Г. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец Макаров А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Государственное казённое учреждение Самарской области "Центр занятости населения городского округа Тольятти" (далее по тексту - ГКУСОЦЗН г.о. Тольятти), уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, об обязании ответчика назначить ему пособие по безработице в соответствии с пунктом 1 ст. 33 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" исходя из размера среднего месячного заработка до увольнения. Требования мотивированы тем, что в течение двух лет до принятия на учет в качестве безработного истец был трудоустроен в исправительном учреждении, где отбывал назначенное приговором суда наказание в виде лишения свободы, а именно: в ФКУ ИК- ** ГУФСИН России по "адрес": с **.**.**** год по **.**.**** на должность кухонного рабочего столовой кухни; с **.**.**** по **.**.**** на должность пекарь хлебопекарного участка, с **.**.**** - на должность портного швейного участка, **.**.**** переведен на должность пекаря хлебопекарного участка, уволен **.**.**** в связи с переводом в ФКУ ИК- ** ГУФСИН России по "адрес", где с **.**.**** трудоустроен на должность пекаря хлебопекарного участка, **.**.**** уволен в связи с условно-досрочным освобождением. Средний месячный заработок за последние три месяца составил 8 396 рублей 13 копеек. Количество календарных недель оплачиваемой работы за год, предшествующий увольнению на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на полный рабочий день (неделю) составило 52 недели. **.**.**** истец поставлен учет в качестве безработного, пособие по безработице назначено ответчиком из минимального размера в сумме 850 рублей на период 6 месяцев. Считает принятое ответчиком решение незаконным, так как при назначении ему пособия не был учтен его стаж работы и его среднемесячный заработок в исправительном учреждении.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое подана ответчиком апелляционная жалоба со ссылкой на его незаконность и необоснованность. В апелляционной жалобе представитель ответчика оспаривает вывод суда о том, что труд осужденных к лишению свободы, имея свою специфику, не должен влиять на правила определения размера пособия по безработице. Суд не принял во внимание, что осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Суд не принял во внимание правовую позицию, сформулированную в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014 года.
Проверив законность и обоснованность решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения истца на апелляционную жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
Пунктом 1 статьи 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (пункт 1).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице (пункт 2 статьи 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" ).
Согласно п. 1 ст. 33 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: в первом (12-месячном) периоде выплаты: в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов; в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
В силу п. 1 ст. 34 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется: в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента; во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Из приведенных положений Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что пособие по безработице, устанавливаемое в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, то есть в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия, безработные вправе получить при одновременном наличии следующих условий: если они перед увольнением состояли в трудовых (служебных) отношениях и имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), если увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и если увольнение не связано с их виновными действиями. Соответственно, во всех случаях, когда эти условия не выполняются, пособие назначается в минимальном размере.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2016 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова" взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 (часть 1), 37 (часть 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Указанием Минсоцзащиты РФ от 02.11.1992 N 1-94-У утверждена Инструкция о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, в соответствии с которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий (п. 1.1), учет проработанного осужденным в местах лишения свободы времени возлагается на администрацию места отбывания наказания и производится по итогам календарного года (п. 1.2),. в общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду (п. 1.3), общий трудовой стаж устанавливается по документам, выданным администрацией учреждения (п. 1.4), к которым относится в том числе и справка, выдаваемая администрацией такого учреждения (п. 2.1).
Как усматривается из материалов дела, в период отбывания наказания, назначенного приговором суда, Макаров А.Г. работал с **.**.****, **.**.**** уволен в связи с условно-досрочным освобождением.
По справке о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выданной **.**.**** ФКУ ИК- ** ГУФСИН России по "адрес", средний заработок Макарова А.Г. за последние три месяца составил 8396 руб. 13 коп., количество календарных недель оплачиваемой работы за год, предшествующий увольнению на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на полный рабочий день (неделю) составило 52 недели.
Истец признан безработным и ему назначено к выплате пособие по безработице в минимальном размере - 850 рублей в месяц на срок шесть месяцев.
Суд первой инстанции с учетом того, что Макаров А.Г., осуществлявший трудовую деятельность в период отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, назначенного приговором суда, признанный в установленном порядке безработным, относится к категории проработавших в течение года до обращения в службу занятости и получавших оплату за труд, не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), а также с учетом того, что его увольнение не связано с его виновными действиями и было произведено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, пришел к правильному выводу о том, что Макаров А.Г. имел право на получение пособия по безработице в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", то есть в процентом отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, а не исходя из его минимального размера, как это предусмотрено п. 2 указанной нормы права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что граждане, которые трудились в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, не могут относиться к гражданам, состоявшим в трудовых отношениях, и при решении вопроса о порядке назначения пособия по безработице граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и освобожденных в связи с этим от работы следует относить ко всем иным случаям и размер пособия определять в размере минимальной величины пособия по безработице, судебная коллегия отклоняет, поскольку специфика трудовой деятельности (работа в период отбывания уголовного наказания, назначенного приговором суда), способ прекращения трудовой деятельности (увольнение в связи с условно-досрочным освобождением) не являются критериями (основаниями) дифференциации правил определения размера пособия по безработице.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014 года, не влечет отмену решения суда, поскольку Верховный Суд РФ обобщил судебную практику по трудовым спорам с участием граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и, соответственно, для отмены оспариваемого ответчиком решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328,329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти о 23 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного казённого учреждения Самарской области "Центр занятости населения городского округа Тольятти" по доверенности Шамшиной И.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.