Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Яковлевой В.В.,
судей - Черкуновой Л.В., Осиповой С.К.,
при секретаре - Лещевой А.А.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Балакиревой С.А, на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 августа 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Балакиревой С.А, к Администрации г.о. Самара, Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара о признании незаконными постановления Главы г.о. Самара, увольнения, отказа в приеме на работу, взыскании задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула, судебных расходов, компенсации морального вреда - отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Балакирева Светлана Александровна обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Самара, Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в соответствие с распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ принята на муниципальную службу на должность главного специалиста правового отдела администрации Промышленного района г. Самара. 16.05.2016 года истец уволена, трудовой договор с ней расторгнут на основании п.1 ч. 1 статьи 81 ТК РФ (распоряжение от 16.05.2016 г. N л/с).
Увольнение считает незаконным, поскольку Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N131-ФЗ от 06.10.2003г. ликвидация органов местного самоуправления не предусмотрена. Фактически произошла реорганизация Администрации Промышленного района, вновь образованная в результате преобразования Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара сохранила правомочия прежнего муниципального образования. В связи с чем, в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 85 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 года, ст. 61 ГК РФ и ст. 75 ТК РФ трудовые отношения в администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара должны быть сохранены с истцом.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также с учетом уточнения исковых требований (л.д.43-47) истец просила признать незаконным Постановление главы г.о. Самара "О ликвидации администрации Промышленного района г.о. Самара", как противоречащее ст. 13 и ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г., ст. 61 ГК РФ, ст. 75 ТК РФ;
-признать незаконным её увольнение с должности главного специалиста правового отдела администрации Промышленного района г.о. Самара, осуществленное по распоряжению N от 16.05.2016г., подписанному председателем ликвидационной комиссии администрации Промышленного района городского округа Самара от имени Администрации г.о. Самара, и отменить распоряжение N от 16.05.2016 об увольнении Балакиревой С.А,;
-признать незаконным отказ администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара о приеме истца на работу;
-обязать администрацию Промышленного района г.о. Самара заключить с истцом трудовой договор и принять на муниципальную службу на должность главного специалиста правового отдела;
-взыскать с администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара в пользу истца задолженность по заработной плате за время вынужденного прогула, начиная с 16 мая 2016 года по день рассмотрения дела в суде, компенсацию морального вреда в сумме 150 000 рублей в соответствии со ст. 237 ТК РФ, а также денежные средства в размере 3 000 рублей, уплаченные за составление искового заявления, расходы на оплату услуг представителя в суде в размере 30 000 рублей.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец Балакирева С.А.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Балакирева С.А. и её представитель Антипин В.И. (действующий по устному ходатайству) доводы апелляционной жалобы поддержали. Также указали, что ликвидация должна осуществляться на основании закона, а именно ст. ст. 81, 180 ТК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", а не ст. 61 ГК РФ, которой руководствовался Глава г.о. Самара в своем Постановлении.
Представитель Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара - Мартынюк О.В. (действующая на основании доверенности) просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьей 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
По смыслу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ трудовой договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Порядок расторжения трудовых договоров с муниципальными служащими в случаях ликвидации организации Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" не регламентирован, а потому к спорным правоотношениям подлежат применению общие нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем.
Основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по 16.05.2016 г. Балакирева С.А. состояла в должности главного специалиста правового отдела Администрации Промышленного района г. Самары.
В силу п.п. "к" п. 5 ст. 23 Устава городского округа Самара Самарской области к компетенции Думы городского округа Самара относится утверждение по представлению Главы городского округа Самара структуры Администрации городского округа Самара, положений об органах Администрации городского округа Самара, являющихся юридическими лицами.
Статьей 1 закона Самарской области от 30.03.2015 N23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" городской округ Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением, в составе которого внутригородские районы образованы как внутригородские муниципальные образования.
Статусом муниципального образования - внутригородского района наделен, в том числе Промышленный район городского округа Самара (ст. 2 Закона).
Главы местных администраций внутригородских районов городского округа Самара назначаются представительными органами внутригородских районов городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, местные администрации внутригородских районов городского округа Самара формируются в срок до 1 января 2016 года (п. 10 ст. 5 Закона).
06.07.2015 г. Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области N74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов".
Решением Думы городского округа Самара от 25.02.2016 N69 приложение к Решению Думы городского округа Самара от 28 декабря 2006 года N 379 "Об утверждении структуры Администрации городского округа Самара" (в редакции Решения Думы городского округа Самара от 29 октября 2015 года N 18) изложена в новой редакции, согласно которой администрации соответствующих районов, как территориальные органы, из нее исключены.
Решением Думы городского округа Самара от 25.02.2016 N65 "Об актах прокурорского реагирования" отменен пункт 1 Решения Думы г.о. Самара от 31.05.2007 N435, которым было утверждено Положение "О территориальных органах Администрации городского округа Самара.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.02.2016 N 66 "О ликвидации Администрации Промышленного района городского округа Самара" принято решение о ликвидации администрации Промышленного района городского округа Самара.
Пунктом 3 Постановления предусмотрено создание ликвидационной комиссии администрации Промышленного района городского округа Самара с утверждением ее состава согласно приложению N1. (п.3)
Пунктом 6 данного Постановления установлено, что мероприятия по ликвидации должны быть осуществлены в срок до 30.09.2016г.
Пунктом 2.1.4 приложения N2 к Постановлению N 66 Администрации г.о. Самара от 01.02.2016 г. предусмотрено, что по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой Администрации, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Постановление Администрации городского округа Самара от 01.02.2016г. N66 "О ликвидации администрации Промышленного района городского округа Самара опубликовано в газете "Самарская газета N10 (5585) от 02.02.2016 года и на сайте Администрации городского округа Самара.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ в отношении администрации Промышленного района городского округа Самара внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Балакирева С.А. ознакомлена с уведомлением о предстоящем увольнении 16.05.2016 года в связи с ликвидацией Администрации Промышленного района г.о. Самара.
Распоряжением N от 16.05.2016г. председателя ликвидационной комиссии Администрации Промышленного района г.о. Самара Балакирева С.А. уволена по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации.
Установлено также, что в настоящее время Администрация Промышленного района городского округа Самара свою деятельность прекратила, ее сотрудники уволены.
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконным Постановления Главы г.о. Самара "О ликвидации администрации Промышленного "адрес" г.о. Самара" является правильным, поскольку факт ликвидации Администрации Промышленного района г.о. Самары нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом процедура увольнения работодателем соблюдена, в связи с чем выводы суда об отсутствии нарушений прав истца при увольнении являются верными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае произошла реорганизация администрации Промышленного района городского округа Самары, являются необоснованными, поскольку материалами дела не подтверждается переход прав и обязанностей Администрации Промышленного района г.о. Самара к вновь созданному юридическому лицу- Администрации промышленного внутригородского района г.о. Самара. Более того, Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения 29.12.2015 г. как самостоятельное юридическое лицо, которому выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 30.12.2015 г., 30.12.2015 года утверждено штатное расписание на 2016 г. на 140 штатных единиц (распоряжение от 30.12.2015г. N).
Судом установлено, что Балакирева С.А. в Администрацию Промышленного внутригородского района г.о. Самара с заявлением о приеме на работу в установленном законом порядке не обращалась. В судебном заседании истец Балакирева С.А. также не отрицала, что письменного отказа в приеме на работу не было. В связи с чем, разрешая требования в части признания незаконным отказа Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара в приеме Балакиревой С.А. на работу, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Правовых оснований для понуждения администрации Промышленного района г.о. Самара заключить с истцом трудовой договор и принять на муниципальную службу, у суда также не имелось, ввиду законности ее увольнения и ликвидации юридического лица.
Требования о взыскании задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, расходов по составлению искового заявления и услуг представителя обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, поскольку являются производными от основных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления не может быть ликвидирован, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылки в жалобе на правопреемство прав и обязанностей вновь созданной администрации района со ссылкой на положения п. 10 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ, являются несостоятельными, поскольку в силу ч.ч. 3-6, 8 ст. 13 приведенного закона изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением не относится к случаям вновь образованных муниципальных образований.
Следует также учесть, что с ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в трудовых отношениях с ГАУ "Центр спортивных мероприятий".
При таком положении, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 августа 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Балакиревой С.А, - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.