Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу Присяжнюк М.В. - представителя ООО "Торговый Дом Ресурс" на постановление Сызранского районного суда Самарской области от 04.04.2016 г. и решение Самарского областного суда от 07.07.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении ООО "Торговый Дом Ресурс",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Сызранского районного суда Самарской области от 04.04.2016 г. ООО "Торговый Дом Ресурс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно.
Решением Самарского областного суда от 07.07.2016 г. постановление Сызранского районного суда Самарской области от 04.04.2016 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель ООО "Торговый Дом Ресурс" Присяжнюк М.В. просит принятые судебные решения изменить в части назначенного наказания, поскольку ООО "Торговый Дом Ресурс" является субъектом малого предпринимательства, правонарушение совершено впервые, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенный штраф может быть изменен на предупреждение.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с п. 4, 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 9 ст. 1 указанного Федерального закона под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п.п. "а" п.11 ст.1 указанного Федерального закона к транспортным средствам относятся транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Перевозчиком, в силу п.7 ст.1 указанного Федерального закона, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
Частью 4 статьи 4 Федерального закона субъект транспортной инфраструктуры, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 указанного Федерального закона, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4. ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного ст.6 настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. N42 утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности", учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В силу п. п. 3, 4 р.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности они применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории РФ, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.5.1 КоАП РФ.
Из административного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственными транспортными инспекторами Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Роспотребнадзора) на основании Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей УГАН НОТБ ПФО Роспотребнадзора на 2016 г. и распоряжения от 20.01.2016 г. N59 врио начальника Управления, проведена плановая документарная проверка соблюдения ООО "Торговый Дом Ресурс" требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, по результатам которой установлено, что ООО "Торговый Дом Ресурс" допущены нарушения: п.3,п.4,п.5.1 р.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. N42 (не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры); п.3,п.4,п.5.3 р.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности (не назначено на каждом транспортном средстве лицо, занимающее должность на ТС, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС); п.3,п.4,п.5.6, п.5.6.2 р.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности (не разработана организационно-штабная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры); п.3,п.4,п.5.6, п.5.6.6 р.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности (не разработано Положение (инструкция) о продуктивном и внутриобъективном режиме на ТС); п.3,п.4,п.5.6, п.5.6.8 р.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности (не разработан Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства (АНВ) или свершение АНВ в отношении ТС); п.3,п.4,п.5.6, п.5.6.10 р.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности (не разработан Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ); ст.5 Федерального закона от 09.02.2007 г. N16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.3,п.4,п.5.6, п.5.7 р.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности (не обеспечило проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ)..
Указанные нарушения отражены в акте проверки N и послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ государственным транспортным инспектором УГАН НОТБ ПФО Роспотребнадзора в отношении ООО "Торговый Дом Ресурс" протокола N об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что ООО "Торговый Дом Ресурс" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-11); распоряжение 20.01.2016 г. N59 врио начальника УГАН НОТБ ПФО Роспотребнадзора о проведении плановой документарной проверки юридического лица ООО "Торговый Дом Ресурс" (л.д.25-27); акт проверки N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81); предписание N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенных ООО "Торговый Дом Ресурс" нарушений (л.д.85-86); выписка из ЕГРЮЛ на ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая, что юридическое лицо - ООО "Торговый Дом Ресурс" занимается оптовой торговлей топливом, также розничной торговлей моторным топливом, производством нефтепродуктов (л.д.14-18); сведения о категорированных транспортных средствах автомобильного транспорта с официального сайта Росавтодорога, из которых следует, что в Реестр категорированных ОТИ и ТС включено семь транспортных средств (грузовых автомобилей Автомобиль А различных марок), субъектом транспортной инфраструктуры является ООО "Торговый Дом Ресурс", приказом ФДА от ДД.ММ.ГГГГ N данным ТС присвоена третья категория и присвоены реестровые номера с N по N (л.д.19-21); копии договоров N от ДД.ММ.ГГГГ на аренду автомобилей сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-41); копии специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, полученных ООО "Торговый Дом Ресурс" на 6 транспортных средств автомобилей Автомобиль А, марок указанных в Реестре категорированных ОТИ и ТС, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62-67); копии свидетельств о допуске транспортных средств к перевозкам опасных грузов (л.д.68-80), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО "Торговый Дом Ресурс" в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Утверждение о том, что ООО "Торговый Дом Ресурс" не является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку договоры аренды прекращены 31.12.2014 г. в связи с истечением срока действия, новые договора не заключались, срок действия специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов истек 04.07.2016 г., основаны на неверном толковании представителем ООО "Торговый Дом Ресурс" норм права.
Согласно ч.1 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 г.N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи. Пунктом 3 части 6 указанной статьи закона предусмотрено, что для получения специального разрешения, требуется, в том числе, наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.
Согласно письму УГАН НОТБ ПФО Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60) и сведениям о категорированных транспортных средствах автомобильного транспорта с официального сайта Росавтодорога (л.д.19-21), в Реестр категорированных ОТИ и ТС включено семь транспортных средств (грузовых автомобилей Автомобиль А различных марок) с присвоенной им третьей категории, субъектом транспортной инфраструктуры которых является ООО "Торговый Дом Ресурс".
Согласно ответу Управления государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61), ООО "Торговый Дом Ресурс" получило специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов в отношении шести транспортных средств Автомобиль А, которые были указаны в Реестре категорированных ОТИ и ТС, сроком действия с 10.07.2015 г. по 04.07.2016 г.
Данные специальные разрешения на момент проведения проверки, составления протокола, рассмотрения дела об административном правонарушении в районном суде, не были сданы или аннулированы. Сведений об исключении указанных транспортных средств из Реестра категорированных ОТИ и ТС не имеется.
Кроме того, согласно п.2.3. договоров N от ДД.ММ.ГГГГ на аренду автомобилей, договора заключены на срок с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г., их срок мог быть продлен сторонами по соглашению. Достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии новых договоров аренды (соглашений о продлении аренды) ООО "Торговый Дом Ресурс" не представлено.
Таким образом, в силу приведенных положений нормативно-правовых актов, наличия специальных разрешений, действующих до 04.07.2016 г., ООО "Торговый Дом Ресурс", использующее на законных основаниях транспортные средства для перевозки опасных грузов, является субъектом транспортной инфраструктуры.
То обстоятельство, что срок действия специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов истек 07.07.2016 г., не является основанием для освобождения ООО "Торговый Дом Ресурс"" от административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, поскольку на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день обнаружения административного правонарушения, а также на момент составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрения 04.04.2016 г. дела об административном правонарушении в районном суде, срок действия специальных разрешений не истек.
Таким образом, в силу указанных обстоятельств и приведенных положений нормативно-правовых актов, ООО "Торговый Дом Ресурс", являясь субъектом транспортной инфраструктуры, используя категорированные транспортные средства для перевозки опасных грузов, имело реальную возможность для соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, могло назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах, разработать внутренние организационно-распорядительные документы в области обеспечения транспортной безопасности и обеспечить проведение оценки уязвимости ТС, однако не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств и которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере, чем допустил нарушение требований п.3,п.4,п.5.1, п.5.3, п.5.6, п.5.6.2, п.5.6.6, п.5.6.8, п.5.6.10, п.5.7 р.2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. N42, ст.ст. 4,5 Федерального закона от 09.02.2007 г. N16-ФЗ "О транспортной безопасности", и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, судебными инстанциями субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, определен верно.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, выводы о виновности ООО "Торговый Дом Ресурс" сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
При рассмотрении жалобы на постановление Сызранского районного суда Самарской области от 04.04.2016 г. судьей Самарского областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 07.07.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО "Торговый Дом Ресурс" к административной ответственности по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления судьи районного суда.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности ООО "Торговый Дом Ресурс" в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. N316-ФЗ, вступившим в действие с 04.07.2016 г., Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ N N, представленным представителем юридического лица вместе с надзорной жалобой, ООО "Торговый Дом Ресурс" относится к категории микропредприятие, то есть является субъектом малого предпринимательства.
В соответствии же с ч. ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям на транспорте, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.
Невыполнение требований законодательства РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности, направленного на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспорта от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества, за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена строгая административная ответственность и отсутствие вредных последствий не свидетельствует о его малозначительности. Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
Тот факт, что ООО "Торговый Дом Ресурс" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", а также, что оно привлекается к административной ответственности впервые, не является безусловным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Административное наказание определено в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, в минимальном размере санкции ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Сызранского районного суда Самарской области от 04.04.2016 г. и решение Самарского областного суда от 07.07.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении ООО "Торговый Дом Ресурс" оставить без изменения, надзорную жалобу Присяжнюк М.В. - представителя ООО "Торговый Дом Ресурс" оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Кудинов В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.