Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 18 октября 2016 г. по делу N 33а-640/2016
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Лазарева Е.В.,
СУДЕЙ: Яковлева А.Г.,
Объектова Е.Л.,
при секретаре Лапиной В.А.
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 224 гарнизонного военного суда от 16 августа 2016 года по административному исковому заявлению подполковника Исаева Исы Магомедовича об оспаривании бездействия начальника Пограничного управления по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - Управление), связанного с принятием решения о заселении административного истца в распределенное ему жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Объектова Е.Л., объяснения административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя начальника Управления Иванова И.В., полагавшего необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением жилищной комиссии Управления от 23 марта 2016 года Исаеву выделено в собственность бесплатно жилое помещение, находящееся на ул.Оптиков г.Санкт-Петербурга.
Обратившись в военный суд с административным исковым заявлением, Исаев просил признать бездействие начальника Управления, связанное с принятием решения о заселении его в распределенную квартиру, незаконным, и обязать указанное должностное лицо принять соответствующее решение.
Решением 224 гарнизонного военного суда от 16 августа 2016 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
Суд первой инстанции указал, что административным ответчиком Исаеву разъяснялся порядок предоставления жилых помещений в собственность, в том числе указывалось на необходимость предоставления им справок о сдаче жилых помещений с предыдущих мест службы. Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства административным истцом не было доказано, что все указанные справки представлялись им в жилищную комиссию Управления.
В связи с этим гарнизонный военный суд не усмотрел нарушений прав Исаева со стороны должностного лица.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене указанного судебного постановления, о принятии по делу нового решения либо о направлении дела в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
Автор апелляционной жалобы указывает, что гарнизонный военный суд проигнорировал требования приказа ФСБ России от 4 декабря 2013 года N726 "Об утверждении Порядка реализации в органах федеральной службы безопасности постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N512" (далее - Порядок), регламентирующего порядок и сроки заселения военнослужащего в распределенное ему жилое помещение.
Суд ошибочно руководствовался нормами, которые регулируют вопросы постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Исаев обращает внимание на то, что им, в том числе и в ходе судебного разбирательства по делу, были представлены все необходимые документы для заселения в распределенное жилое помещение.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для изменения или отмены принятого по делу решения.
Из материалов дела усматривается, что подполковник Исаев проходит военную службу в г.Сосновый Бор Ленинградской области, имеет выслугу в календарном исчислении более 35-ти лет, подлежит увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Избранным им при увольнении с военной службы местом жительства является г.Санкт-Петербург (т.1 л.д. 26, 188, 236).
Таким образом, в силу абз. 4-7 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Исаев не относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
В связи с этим имеющаяся в апелляционной жалобе ссылка на утвержденный приказом ФСБ России от 4 декабря 2013 года N726 Порядок состоятельной не является, поскольку данный акт регулирует лишь жилищные правоотношения указанной категории военнослужащих.
Согласно абз.3 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В соответствии с п.14 ст.15 того же Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Конституционный Суд РФ в своих определениях (от 20 ноября 2014 года N2655-О, от 23 декабря 2014 года N2893-О, от 29 января 2015 года N117-О и др.) неоднократно указывал, что положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии Управления от 23 марта 2016 года Исаеву выделено в собственность бесплатно жилое помещение, находящееся на ул.Оптиков г.Санкт-Петербурга (в избранном при увольнении месте жительства). При этом административному истцу было предложено представить справки о сдаче жилых помещений с прежних мест службы (т.1 л.д. 102, 234; т.2 л.д. 33).
Совокупность установленных по делу обстоятельств, приведенных правовых норм и разъяснений Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что указанные действия руководства Управления соответствовали требованиям законодательства РФ, регулирующего спорные правоотношения.
Вопреки соответствующему доводу апелляционной жалобы, Исаевым не были представлены документы, свидетельствующие об однократном обеспечении его жилым помещением (в избранном при увольнении месте жительства) за время военной службы (т.1 л.д. 234-235).
Учитывая период военной службы административного истца (в том числе в г.Чите с 1992 по 2006 г.), не может являться достаточной и представленная административным истцом справка о необеспечении его жильем за период с декабря 2002 года по апрель 2006 года, поскольку соответствующих сведений до декабря 2002 года в данном документе не имеется (т.1 л.д. 204).
Следует также отметить, что в суде апелляционной инстанции Исаев признал факт предоставления ему жилого помещения в период военной службы в г.Чите, однако не смог указать дату предоставления ему жилья и представить достоверные сведения о его сдаче уполномоченному органу.
При таких обстоятельствах отсутствие решения о предоставлении Исаеву названного жилого помещения в г.Санкт-Петербурге (о заселении в это жилое помещение) не противоречит правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения, а поэтому не может нарушать прав административного истца.
О соблюдении законных интересов Исаева руководством Управления свидетельствует и тот факт, что жилищной комиссией Управления самостоятельно запрошены сведения, предусмотренные п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, установленных ст.310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 16 августа 2016 года по административному исковому заявлению Исаева Исы Магомедовича об оспаривании бездействия начальника Пограничного управления по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации, связанного с принятием решения о заселении административного истца в распределенное ему жилое помещение, оставить без изменения, а поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.