Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Плешивцевой К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Касьянова С.В., действующего в интересах администрации города Оренбурга, на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от 29 января 2016 года N и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Оренбурга,
установил:
администрация города Оренбурга в срок, установленный постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области о назначении нового срока исполнения от 12 ноября 2015 года, вынесенного после наложения административного штрафа, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе от 18 сентября 2014 года ВС N N, требования неимущественного характера о предоставлении *** во внеочередном порядке по договору социального найма в границах муниципального образования "город Оренбург" благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью на состав семьи из двух человек не менее установленной нормы за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от 29 января 2016 года N администрация города Оренбурга признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 сентября 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица от 29 января 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Касьянов С.В., действующий в интересах администрации города Оренбурга, просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 5, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В ст. 105 Закона об исполнительном производстве закреплено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2).
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как видно из материалов дела, на основании решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 сентября 2014 года в отношении администрации города Оренбурга выдан исполнительный лист ВС N N об обязании предоставить *** во внеочередном порядке по договору социального найма в границах муниципального образования "город Оренбург" благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью на состав семьи из двух человек не менее установленной нормы за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области от 04 декабря 2014 года на основании указанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство.
Данным постановлением о возбуждении исполнительного производства заявителю (должнику) был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения постановления, которое было получено 11 декабря 2014 года
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем 29 января 2015 года в рамках исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
30 апреля 2015 года в адрес администрации города Оренбурга вынесено постановление о назначении нового срока, согласно которому, должнику установлен 5-дневный срок со дня поступления настоящего постановления исполнить требования неимущественного характера по исполнительному документу.
Постановление о назначении нового срока получено должником 08 мая 2015 года.
Постановлением заместителя старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области от 25 июня 2016 года администрация города Оренбурга признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
12 ноября 2015 года в адрес администрации города Оренбурга вынесено постановление о назначении нового срока, согласно которому, должнику установлен 5-дневный срок со дня поступления постановления исполнить требования неимущественного характера по исполнительному документу.
Постановление о назначении нового срока получено должником 18 ноября 2015 года и подлежало исполнению в срок до 23 ноября 2015 года.
29 декабря 2015 года судебным приставом - исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области установлено, что исполнительное производство об обязании администрации города Оренбурга обеспечить *** жилой площадью в установленный срок не исполнено, по данному факту 29 декабря 2015 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: постановлениями о возбуждении исполнительного производства; постановлениями о взыскании исполнительского сбора; актами об обнаружении правонарушения; протоколом об административном правонарушении и другими собранными по делу доказательствами.
Оценка судом первой инстанции имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, все выводы судьи должным образом мотивированы. В том числе обоснованно отвергнуты как несостоятельные доводы жалобы об отсутствии вины администрации города Оренбурга в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем факт неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, следует признать подтвержденным наличие в действиях администрации города Оренбурга объективной стороны вмененного ей правонарушения. При таких обстоятельствах действия администрации города Оренбурга правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
В жалобе защитник ссылается на то, что решение суда не исполнено по уважительным причинам, ввиду того, что решением суда на администрацию города Оренбурга возложена обязанность по исполнению переданных отдельных государственных полномочий, тогда как исполнение решения суда должно быть произведено за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области. В 2014 - 2016 годах были выделены субвенции на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний. Исходя из выделенных объемов финансирования, были приобретены и предоставлены указанной категории граждан жилые помещения, однако на исполнение судебного акта о предоставлении жилого помещения *** денежных средств было недостаточно. При таких обстоятельствах у администрации города Оренбурга отсутствовали возможности для соблюдения правил и норм, что, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии вины администрации города Оренбурга в совершении вмененного ей административного правонарушения.
Доводы жалобы заявителя нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ).
Под уважительными причинами, препятствующими исполнению требований исполнительного документа, необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П).
Ссылка защитника на имеющиеся в материалах дела уведомления о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием денежных средств не свидетельствует о том, что администрацией города Оренбурга были приняты все зависящие от неё меры по исполнению судебного решения.
Имеющаяся в материалах дела переписка между администрацией города Оренбурга и министерством социального развития Оренбургской области носит уведомительный, информационный характер об использовании субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан и не свидетельствует о принятии должником реальных действий, направленных на исполнение решения суда от 18 сентября 2014 года в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Два письма (от 26 января и 18 мая 2015 года) в министерство социального развития Оренбургской области, направленных на исполнение конкретного решения суда, не свидетельствуют о принятии администрацией города Оренбурга всех зависящих от неё мер по исполнению судебного решения. Запросов о выделении денежных средств в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, в период с ноября 2015 года по январь 2016 года, в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения администрацией города Оренбурга содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и каких-либо иных обстоятельств, исключающих вину в совершении вменяемого правонарушения, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о том, что вина администрации города Оренбурга, в совершении вмененного ей правонарушения установлена, поскольку должником не были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Обстоятельств, исключающих вину администрации города Оренбурга в совершении вмененного административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
Настоящая жалоба не содержит доводов, которые могли повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу решений. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые были исследованы в полном объеме и получили надлежащую оценку в постановлении и решении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении администрации города Оренбурга к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от 29 января 2016 года N и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Оренбурга оставить без изменения, а жалобу представителя администрации города Оренбурга Касьянова С.В. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.