Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е.,
судей Волошковой И.А.,
Морозовой С.Б.
при секретаре Патракеевой И.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 08.11.2016 гражданское дело по иску Свердловского
прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 4" Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, по апелляционной жалобе ответчика Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области на решение Камышловского городского суда Свердловской области от 03.08.2016.
Заслушав доклад судьи Ковелина Д.Е., судебная коллегия
установила:
решением Камышловского городского суда Свердловской области от 03.08.2016 исковые требования Свердловского
прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены. На Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 4" Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ФКУ "СИЗО-4") возложена обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещения столярного цеха, электроцеха, вещевого склада сотрудников системой автоматической пожарной сигнализации; произвести огнезащитную обработку горючих конструкций чердачных помещений учреждения; провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений. На Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ГУФСИН Росси по Свердловской области) возложена обязанность выделить ФКУ "СИЗО-4" необходимые денежные средства для оборудования помещения столярного цеха, электроцеха, вещевого склада сотрудников системой автоматической пожарной сигнализации; проведения огнезащитной обработки горючих конструкций чердачных помещений учреждения; проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений.
С таким решением не согласился ответчик ГУФСИН Росси по Свердловской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного постановления в части возложения обязанности по финансированию названным ответчиком указанных работ, ссылаясь на нарушения норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУФСИН России по Свердловской области Сазонова О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Волкова М.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, просила решение суда оставить без изменения.
Ответчик ФКУ "СИЗО-4" в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило. Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем публикации извещения на официальном сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 20, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных на территории учреждения нарушений норм законодательства пожарной безопасности.
Правильность выводов суда в указанной части также соответствует Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N390, а также Правилам пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 30.03.2005 года N 214.
Выводы о наличии правовых оснований для возложения на ответчика ФКУ "СИЗО-4" указанной обязанности суд сделал с учетом фактических обстоятельств дела, при правильном применении норм материального права. По доводам апелляционной жалобы ответчика эти выводы ошибочными признаны быть не могут.
Возражения ответчика ГУФСИН России по Свердловской области относительно отсутствия достаточного финансирования на цели пожарной безопасности, подлежащего осуществлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), не свидетельствуют о незаконности решения суда в этой части и не могут являться основанием для освобождения учреждения от обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности. Ответчик не лишен права осуществлять устранение выявленных нарушений с соблюдением положений указанного Федерального закона и урегулировать свои финансовые взаимоотношения с участниками бюджетной системы.
Доводы ответчиков, ссылающихся на отсутствие правовых оснований для возложения на ФКУ "СИЗО-4" обязанности по устранению выявленных нарушений, не являются обоснованными.
Наличие вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности установлено в ходе проверки, проведенной Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. К моменту разрешения настоящего дела и вынесения решения судом, данные нарушения не устранены. Установив, что ответчиком допущено не соответствующее закону бездействие, суд правомерно возложил обязанность выполнить перечисленные в решении суда мероприятия в определенный срок.
При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии реальных мер по обеспечению финансирования работ по устранению нарушений, ответчиком ГУФСИН России по Свердловской области не представлено. Вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено ответчиком и доказательств того, в какой срок требуется осуществление процедур, предусмотренных названным Федеральным законом.
Относительно ссылки автора апелляционной жалобы на то, что обязанность по устранению нарушений норм пожарной безопасности не входит в компетенцию ответчика, не основаны на вышеприведенных нормативных правовых документах.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" все без исключения организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Кроме того, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Таким образом, бремя содержания имущества, находящегося на территории учреждения в части реализации мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности возложено законом на ответчика ФКУ "СИЗО-4".
Вместе с тем, судебная коллегия с решением суда в части возложения на ответчика ГУФСИН России по Свердловской области обязанности по выделению ФКУ "СИЗО-4" необходимых денежных средств для устранения выявленных нарушений согласиться не может, поскольку оно постановленос нарушением норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
Согласно п. 4 Положения о Главном Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, утвержденного Приказом Федеральной Службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11.06.2015 N 518, ГУФСИН России по Свердловской области является участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств. В силу п. 15 указанного Положения ответчик обеспечивает, в том числе разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах Главного управления и подведомственных учреждений.
Согласно Уставу Федеральное казенное учреждение "СИЗО-4" является учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем этого учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице Федеральной Службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), осуществляющей полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ "СИЗО-4" на праве оперативного управления (п. п. 1.2, 1.3 Устава). Кроме того, контроль за деятельностью данного учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества в силу п. 4.2 Устава осуществляет ФСИН России, а согласно п. 5.8 источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 указанной статьи финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Возлагая на ответчика ГУФСИН России по Свердловской области обязанность предоставить необходимые денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ "СИЗО-4", суд положения указанных нормативных правовых документов не учел.
В компетенцию названного ответчика, являющегося распорядителем (получателем) бюджетных средств, не входят полномочия главного распорядителя, предусмотренные п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом в нарушение вышеприведенных положений не принято во внимание, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФКУ "СИЗО-4" ГУФСИН России по Свердловской области не является и полномочиями собственника в отношении имущества учреждения не обладает, в связи чем на указанного ответчика обязанность по предоставлению денежных средств учреждению не могла быть возложена.
В части возложения такой обязанности на ГУФСИН России по Свердловской области решение подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как не соответствующее нормам материального права.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 330, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камышловского городского суда Свердловской области от 03.08.2016 отменить в части возложения на ГУФСИН Росси по Свердловской области обязанности по выделению ФКУ "СИЗО-4" необходимых денежных средств для оборудования помещения столярного цеха, электроцеха, вещевого склада сотрудников системой автоматической пожарной сигнализации; проведения огнезащитной обработки горючих конструкций чердачных помещений учреждения; проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений, апелляционную жалобу ответчика ГУФСИН Росси по Свердловской области - удовлетворить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Свердловского
прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ГУФСИН России по Свердловской области о возложении обязанности по выделению денежных средств ФКУ "СИЗО-4" для устранения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУФСИН России по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Д.Е. Ковелин
Судьи: И.А. Волошкова
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.