Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в
составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Семенова Б.С.,
при секретаре Балданове Б.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Улан-Удэ Нимаевой А.Ц.,
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 июля 2016 года,
которым постановлено:Исковые требования Бурятского транспортного
прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию города Улан-Удэ в течение
одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов на приаэродромной территории г. Улан-Удэ:
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектар, приблизительным объемом " ... " кб. координаты: " ... "
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектара, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектар, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... ";
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектаров, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., выслушав прокурора Наваренко З.Л., представителя Администрации г. Улан-Удэ Нимаеву А.Ц., представителя Правительства Республики Бурятия Акчурину А.В., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Бурятский транспортный прокурор, просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ ликвидировать несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов на территории, прилегающей к аэропорту " ... ", а именно: несанкционированную свалку примерной площадью " ... " гектар, приблизительным объемом " ... " кб. Координаты: " ... "; несанкционированную свалку примерной площадью " ... " гектара, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "; несанкционированную свалку примерной площадью " ... " гектар, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "; несанкционированную свалку примерной площадью " ... " гектаров, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "
Исковые требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной Бурятской транспортной прокуратурой выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов на территории Администрации муниципального образования " " ... " " " ... "" и установлено, что органами местного самоуправления указанного муниципального образования не приняты меры на ликвидацию данных свалок. Данными нарушениями действующего законодательства создается реальная угроза безопасности полетов воздушных судов, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц. Ответчик, в нарушение требований законодательства обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территорий не исполняет, что подтверждается установленными фактами наличия несанкционированных свалок на приаэродромной территории.
Определением суда в качестве соответчика привлечено Правительство РБ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов РБ.
В судебном заседании представитель Бурятской транспортной прокуратуры Наваренко З.Л. исковые требования поддержала, просила обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки, установив срок для их ликвидации - в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Нимаева А.Ц. исковые требования не признала. Суду показала, что поскольку государственная собственность на земельные участки, в координатах которых выявлены несанкционированные свалки, не разграничена, к муниципальной собственности указанные земельные участки не отнесены, бремя расходов по содержанию указанной территории и ликвидации несанкционированных свалок не может быть возложено на Администрацию г. Улан-Удэ. Считает, что надлежащим ответчиком является Правительство Республики Бурятия.
Представитель соответчика Правительства РБ Ульихин В.С. исковые требования не признал, показал суду, что распоряжением Правительства РБ от 10.04.2015 г. N 217-р ликвидация свалок с созданием на их территории мест накопления отходов для последующей утилизации возложена на администрации муниципальных образований в Республике Бурятия.
Представитель третьего лица Министерства природы РБ Исаков А.В. полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению, заявил ходатайство о замене соответчика Правительства РБ на МКУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, указал, что правообладателем земельных участков, на которых выявлены несанкционированные свалки, является МО "Городской округ город Улан-Удэ".
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ Нимаева А.Ц. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что в обосновании своих выводов суд сослался на нормы ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в редакции, которая с 01.01.2016 г. является недействующей. В решении суд указал, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора законодателем отнесена к полномочиям органов местного самоуправления. Однако, ФЗ от 29.12.2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ, были внесены изменения во все вышеперечисленные законы. С 01.01.2016г. к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору ( в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В соответствии со ст. 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относится, в том числе организация деятельности по сбору, (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В связи с чем, вывод суда о том, что организация сбора и вывоза мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, противоречит нормам действующего законодательства. Также, судом в недействующей редакции была применена ст. 13 Закона N 89-ФЗ. Кроме того, суд применил нормы права, не подлежащие применению в отношении Администрации г. Улан-Удэ.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Нимаева А.Ц. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель истца Наваренко З.Л., представитель Правительства Республики Бурятия Акчурина А.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территориях, прилегающих к аэропорту " ... ", расположены несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 6, ст. 8 указанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с ч.1 ст. 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 4 ст. 24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории, прилегающей к аэропорту " ... " выявлены несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов а именно: несанкционированная свалка примерной площадью " ... " гектар, приблизительным объемом " ... " куб. координаты: " ... " несанкционированная свалка примерной площадью " ... " гектара, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "; несанкционированная свалка примерной площадью " ... " гектар, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "; несанкционированная свалка примерной площадью " ... " гектаров, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "
Указанные свалки не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствуют требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 N 16. Кроме этого, свалки не являются площадками для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечают требованиям п. 3.7 Сан-ПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80.
Ненадлежащая организация по сбору, вывозу, утилизации бытовых отходов на территории городского округа является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также создает угрозу безопасности полетов ввиду нахождения указанных свалок в непосредственной близости к аэропорту " ... ".
Разрешая заявленные прокурором требования и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на Администрацию г. Улан-Удэ, суд первой инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, исходил из того, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора законодателем отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Однако, данный вывод сделан без учета того, что с 1 января 2016 г. вступили в силу положения Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", которыми внесены изменения в статьи 6 и 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления. На момент возникновения спорных правоотношений в указанные нормы федеральных законов были внесены изменения, в связи с чем, нормы в старой редакции не подлежали применению к правоотношениям, возникшим после вступления в силу Федерального закона N 458-ФЗ.
Поэтому применение судом первой инстанции при разрешении спора Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в старой редакции, до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом 29.12.2014 N 458-ФЗ, нельзя признать правомерным.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что, учитывая приведенные нормы права, прямо указывающих на полномочия субъекта РФ по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, установленные фактические обстоятельств дела, возложение судом обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на Администрацию г. Улан-Удэ, является неправомерным.
Вместе с тем, учитывая, что предусмотренные Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (пункт 3 статьи 7) и Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (пункт 3 статьи 8) полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами не освобождают органы местного самоуправления от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории городского округа от бытовых и промышленных отходов, предусматривают участие органов местного самоуправления в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, оснований для освобождения органа местного самоуправления от участия в организации ликвидации несанкционированных свалок не имеется.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий.
Земельные участки, занятые несанкционированными свалками, находятся в пределах границ муниципального образования " ... ".
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Судебная коллегия, исходя из имеющихся материалов дела, представленных сторонами доказательств, вышеуказанных норм права, полагает возможным вынести новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 июля 2016 года.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Бурятского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Бурятия в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда принять меры по организации деятельности по ликвидации несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов на приаэродромной территории " ... ":
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектар, приблизительным объемом " ... " кб. Координаты: " ... "
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектара, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектар, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектаров, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... ".
Обязать Администрацию г.Улан-Удэ принять участие в организации ликвидации несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов на приаэродромной территории " ... ":
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектар, приблизительным объемом " ... " кб. Координаты: " ... "
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектара, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... ";
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектар, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... "
несанкционированной свалки примерной площадью " ... " гектаров, приблизительным объемом " ... " куб.м. координаты: " ... ".
Председательствующий: Нимаева О.З.
Судьи коллегии: Гончикова И.Ч.
Семенов Б.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.