Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев жалобу ПЧ на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 октября 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Китайской Народной Республики ПЧ,
УСТАНОВИЛА:
19 октября 2016 года старшим инспектором отделения иммиграционного контроля отдела по вопросам миграции МВД по Республике Тыва (ОИК ОВМ МВД по Республике Тыва) СТВ в отношении гражданина Китайской Народной Республики ПЧ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 октября 2016 года гражданин Китайской Народной Республики ПЧ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного и контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации.
ПЧ с постановлением судьи не согласился и обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, указывая на то, что судьёй не принято во внимание, что он женат на гражданке России, имеет на иждивении двоих детей, которые являются гражданами Российской Федерации. Существенным обстоятельством является то, что его супруга тяжело заболела, проводились хирургические операции, в связи с чем пропустил срок продления пребывания в Российской Федерации. Жена нуждается в постоянном постороннем уходе по врачебным показаниям, в настоящее время **". Врачами рекомендована повторная операция в **, для операции необходимы денежные средства, ему необходимо выехать к родственникам в Китай для получения денег на операцию жене. Просит постановление судьи в части назначения административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного и контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации отменить.
Гражданин Китайской Народной Республики ПЧ и его защитник ДСИ в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Представитель ОИК ОВМ МВД по Республике Тыва ДСБ в судебном заседании пояснила, что ПЧ она разъясняла, что ему необходимо оформить транзитную визу для выезда за пределы Российской Федерации, а затем оформлять либо разрешение на проживание, либо вид на жительства, а для этого надо сдать экзамен на знание русского языка.
Выслушав мнение участников производства по делу, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно статье 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признаётся лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 19 октября 2016 года в здании ОИК ОВМ МВД по Республике Тыва, расположенном по адресу: город Кызыл, ул.Комсомольская, д.33, сотрудниками ОИК ОВМ МВД по РТ выявлен гражданин Китайской Народной Республики ПЧ, который нарушил режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, уклонившись от выезда по истечении срока пребывания, закончившегося 29 декабря 2015 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копией паспорта гражданина Китайской Народной Республики, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, ПЧ обоснованно привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем с учётом конкретных обстоятельств имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
При даче объяснений должностному лицу, а также в жалобах на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 октября 2016 года, ПЧ указывалось, что ПЧ состоит в браке с гражданкой Российской Федерации, у него есть на иждивении двое детей и больная жена, ей требуется посторонний уход.
Согласно копии свидетельства о заключении брака N, выданного Министерством гражданской администрации КНР, и его переводом, заверенной нотариусом, между ПЧ и гражданкой Российской Федерации СЕУ заключен брак ДД.ММ.ГГГГ.
Суду представлены выписки из медицинской карты стационарного больного СЕУ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом **, из них следует, что жена ПЧ - гражданка Российской Федерации СЕУ длительное время лечится в различных медицинских учреждениях **.
Из свидетельства о рождении СШС, следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан ПЧ, матерью - СЕУ
Содержание материалов дела, к которым нет оснований относиться критически, указывает на то, что по состоянию на декабрь 2015 года ПЧ проживал совместно с СЕУ., ухаживал за больной женой и присматривал за несовершеннолетним ребёнком.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ПЧ. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведённые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.)
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу установлено не было, ранее ПЧ к административной ответственности не привлекался, вину признал, штраф, назначенный ему судом, на день рассмотрения жалобы уплатил.
С учетом конкретных обстоятельств назначение ПЧ административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 октября 2016 года подлежит изменению путём исключения из него указания на назначение ПЧ административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Китайской Народной Республики ПЧ изменить, исключив указание на назначение ПЧ дополнительного наказания в виде административного выдворения в форме самостоятельного и контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья С.А. Железнякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.