Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю.,
при секретаре Бичике Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску Ооржак О.С. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о взыскании суммы индексации заработной платы по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности Денисовой Н.К. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 8 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Ооржак О.С. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва (далее - МБОУ СОШ школа N 2 пгт. Каа-Хем) о взыскании суммы индексации заработной платы. В обоснование указано на то, что истец работает в данном учреждении. Работодатель в нарушение требований Трудового кодекса РФ не производит индексацию заработной платы, на письменные обращения получены отказы в связи с отсутствием финансирования. С учетом индексов потребительских цен на товары и услуги населению по Республике Тыва заработная плата за 2013 год должна быть проиндексирована на 5,4 %, за 2014 год - на 9,5 %, за 2015 год - на 10,7 %. В связи с чем Ооржак О.С. просил взыскать с ответчика сумму индексации заработной платы за указанные три года в общей сумме **
Решением суда в удовлетворении иска Ооржака О.С. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности Денисова Н.К. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы указано на то, что согласно справке о средней заработной плате педагогических работников МБОУ СОШ N 2 пгт. Каа-Хем, их средняя заработная плата в 2013 году составила ** руб., в 2014 году - ** руб., в 2015 году - ** руб., в то время как средняя заработная плата работников по Республике Тыва в 2013 году составила 25 057 руб., в 2014 году - 27 507,4 руб., в 2015 году - 28 302,3 руб. В процентном соотношении средняя заработная плата педагогических работников МБОУ СОШ N 2 пгт. Каа-Хем в 2013 году на 4,5 меньше средней заработной платы работников по Республике Тыва, в 2014 году - меньше на 18 %, в 2015 году - меньше на 12 %. Выводы суда о том, что средняя заработная плата истца за период с 2013 по 2015 гг. превышала среднюю заработную плату одного работника по Республике Тыва являются необоснованными, поскольку согласно справке 2 НДФЛ средняя заработная плата истца в 2015 году составила **, в то время как средняя заработная плата на одного работника по Республике Тыва в 2015 году составила 28 302,3 руб., что на 43 % меньше. Судом не учтена позиция Конституционного Суда РФ о том, что индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Отсутствие нормы права, на основании которой возможно было бы начисление индексации, не является основанием для несоблюдения гарантий, предусмотренных ст. 134 ТК РФ.
В возражении относительно жалобы представитель ответчика просит оставить решение суда без изменения.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из ст. ст. 7 и 37 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 130 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что истец состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ школа N 2 пгт. Каа-Хем.
Истец считает, что начисленные и выплаченные ему суммы заработной платы за 2013, 2014 и 2015 годы должны быть проиндексированы на индексы потребительских цен, которые, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Тыва за 2013, 2014 и 2015 годы, составляют 5,4%, 9,5 % и 10,7 % соответственно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец работает в муниципальном образовательном учреждении муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, которое в силу ст. 134 Трудового кодекса РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом, согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам, проводится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, более того, уровень заработной платы истца за 2013, 2014 и 2015 годы превышает среднюю заработную плату по Республике Тыва за эти же периоды.
С такими выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 г. N 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью.
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Тыва от 11.08.2014 г. N 2691 ВХ-1 "О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных организаций" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее - органы местного самоуправления) относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек, расходных материалов и хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Как следует из ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Тыва, уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год предусматривают в составе расходов средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий, указанных в ст. 2 данного Закона.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предписано Правительству РФ обеспечить, в частности, увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. N 2190-р в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 вышеуказанного Указа Президента РФ утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 г. N 722-р, одним из мероприятий предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 г. N 632 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014-2020 годы" (подпрограмма 2 "Развитие общего образования") предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней заработной платы по экономике республики.
Как следует из справок формы 2-НДФЛ, общая сумма дохода Ооржака О.С. за 2013 год составила **, то есть средняя заработная плата составляет **, за 2014 год - ** коп., то есть средняя заработная плата составила ** коп., за 2015 год - ** коп., то есть средняя заработная плата составляет ** коп., что превышает среднюю заработную плату по Республике Тыва за указанные периоды.
Согласно сведениям Министерства образования и науки Республики Тыва от 12 мая 2016 года, в Кызылском кожууне размер среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций за 2015 год составил ** руб., что на 3,4 % больше, чем в 2014 году ( ** руб.), и на 16,3 % больше чем в 2013 году ( ** руб.).
В соответствии со сведениями Росстата по субъектам Российской Федерации, средняя заработная плата по Республике Тыва за январь-декабрь 2013 года составляла 25 628 рублей, за январь-декабрь 2014 года - 27 760 рублей, за январь-сентябрь 2015 года - 27 423 рублей.
Исходя из представленных доказательств, суд первой инстанции правильно посчитал, что доходы истца за 2013, 2014 и 2015 годы превышают среднюю заработную плату по Республике Тыва за соответствующие периоды.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на переоценку фактически установленных судом обстоятельств и иное толкование норм действующего законодательства, не содержат мотивов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность решения, вследствие чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 8 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 октября 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.