Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А. В.,
судей Бады-Сагаана А. В., Кочергиной Е. Ю.,
при секретаре Кара-оол О. К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А. В. гражданское дело по иску Кенден А.Д., Монгуш А.Н., Хертек Д.Ю., Монгуш С.М., Прибытко А.В., Доспан В.М., Эрендея А.А., Салчака О.В., Ондар И.С., Ховалыг Ч.К., Сарыглар Ч.К., Полевой Н.И., Даваалай А.Р., Салчак Ч.С. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ N 2 им. Т.Б. Куулара пгт. Каа-Хем муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва о взыскании индексации заработной платы по результатам роста индекса потребительских цен по апелляционной жалобе представителя истцов Денисовой Н.К. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 27 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с исковыми заявлениями к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ N 2 им. Т.Б. Куулара пгт. Каа-Хем муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва (далее - МБОУ СОШ N 2 им. Т.Б. Куулара) о взыскании индексации заработной платы по результатам роста индекса потребительских цен, указывая на то, они работают ** в МБОУ COШ N 2 им. Т.Б. Куулара. В течение последних трех лет (2013 - 2015 гг.) не производилась индексация заработной платы истцов. С учетом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по Республике Тыва за 2013 год, который составил 5,4%, за 2014 год - 9,5%, за 2015 год - 11,4%, образовалась значительная сумма задолженности по индексации заработной платы за указанный период. Работодатель ни разу не проиндексировал заработную плату в нарушение ст. 22 Трудового кодека РФ, предусматривающей обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Тем самым работодатель нарушил их основные государственные гарантии по оплате труда - меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, включающие индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, - одну из основных гарантий как работников, предусмотренных Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ. На их письменные обращения о выплате индексации за 2013, 2014, 2015 годы был получен отказ в связи с отсутствием финансирования. Отсутствие финансовых средств на индексацию заработной платы не может являться основанием для отказа от ее выплаты, индексация не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий. Работодателем нарушены права и законные интересы истцов, предусмотренные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ. Просили взыскать с МБОУ СОШ N2 им. Г.Б. Куулар пгт. Каа-Хем муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва образовавшуюся задолженность по индексации заработной платы за период с 2013 года по 2015 год.
В ходе производства по делу судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального района "Кызылский кожуун Республики Тыва", Министерство финансов Республики Тыва, Правительство Республики Тыва, в качестве третьих лиц - Управление образования муниципального района "Кызылский кожуун Республики Тыва" и Министерство образования и науки Республики Тыва.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 27 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Представитель истцов Денисова Н.К. с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, указывая на то, что согласно справке средняя заработная плата ** МБОУ СОШ N 2 им. Т.Б. Куулара в процентном соотношении ниже чем заработная плата работников по Республике Тыва, что свидетельствует о невыполнении государственной программы повсеместного поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных, муниципальных учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2012 года, что является безусловным доказательством несоблюдения гарантий, предусмотренных ст. 134 Трудового кодекса РФ. Отсутствие нормы права, на основании которой возможно было бы начисление индексации, не является основанием для несоблюдения гарантий, предусмотренных ст. 134 Трудового кодекса РФ.
Выслушав пояснения Салчака О. В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1). Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции (ч. 4).
В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.06.2010 г. N913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 Трудового кодекса РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Тыва от 11.08.2014 г. N 2691 ВХ-1 "О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных организаций" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее - органы местного самоуправления) относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек, расходных материалов и хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Как следует из ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Тыва, уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год предусматривают в составе расходов средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий, указанных в ст. 2 данного Закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. N2190-р в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. N 722-р, предусмотрено на 2014-2018 гг. обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 г. N 632 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014-2020 годы" (подпрограмма 2 "Развитие общего образования") предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней заработной платы по экономике республики.
Статьей 130 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудовою права.
В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Как установлено судом первой инстанции, истца работают учителями в МБОУ СОШ N2 им. Т.Б. Куулара, что подтверждается представленными в материалы дела справками.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцов, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истца работают в муниципальном образовательном учреждении Кызылского района Республики Тыва, которое в силу ст. 134 Трудового кодекса РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам проводится поэтапная индексация заработной платы ** муниципальных образовательных учреждений Кызылского района Республики Тыва.
Более того, как правильно указано в решении, поскольку истцы работают в муниципальном образовательном учреждении муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, которое в силу ст. 134 Трудового кодекса РФ должно производить индексацию лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам проводится поэтапная индексация заработной платы ** муниципальных образовательных учреждений муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва согласно государственной Программе, то требования истцов об индексации заработной платы необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно; судом дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 27 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 октября 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.