Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Ховалыга Ш.А., Сат Л.Б.,
при секретаре Байыр-оол М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сат Л.Б. гражданское дело по исковому заявлению Г. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ N им. ** пгт. ** муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании индексации заработной платы по результатам роста индекса потребительских цен по апелляционной жалобе представителя истца Г. - Д. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 08 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Г. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ N им. ** пгт. Каа-Хем муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва (далее - МБОУ СОШ N им. ** **), Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании индексации заработной платы по результатам роста индекса потребительских цен, указывая на то, что с 2008 г. по настоящее время работает в МБОУ COШ N им. ** В течение последних трех лет (2013 - 2015 гг.) заработная плата истца не индексировалась. С учетом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по ** за 2013 год, который составил 5,4%, 2014 год - 9,5%, 2015 год - 11,4%, общая сумма задолженности по индексации ее заработной платы за указанный период составляет ** руб. ** коп. Работодатель ни разу не проиндексировал заработную плату, в нарушение ст.22 Трудового кодека РФ, предусматривающей обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, тем самым работодатель нарушил ее основные государственные гарантии по оплате труда меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, включающее индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, одну из его основных гарантий как работника, предусмотренных Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ. На ее письменное обращение о выплате индексации за 2013, 2014, 2015 годы был получен отказ в связи с отсутствием финансирования. Отсутствие финансовых средств на индексацию заработной платы не может являться основанием для отказа от ее выплаты, и не может быть оставлено в зависимость от каких-либо условий, а установленном нормами Федерального законодательства ее право на получение указанной индексации, является непосредственно действующим в силу ст. 18 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Сумма невыплаченной заработной платы работодателем в пользу истца за 2013 год - ** руб. ** коп., 2014 год - ** руб. ** коп, за 2015 год - **. ** коп. Просила взыскать ** руб. ** коп. в счет погашения задолженности по индексации заработной платы за период с 2013 года по 2015 год, а также расходы по оформлению доверенности на представителя в размере ** рублей.
В возражениях на исковое заявление представители Министерства финансов Республики Тыва, Министерства образования и науки Республики Тыва просили отказать в удовлетворении исковых требований Г.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
Представитель Г. - Д. с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1). Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции (ч. 4).
В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.06.2010 г. N913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 Трудового кодекса РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Тыва от 11.08.2014 г. N 2691 ВХ-1 "О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных организаций" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее - органы местного самоуправления) относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек, расходных материалов и хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Как следует из ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Тыва, уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год предусматривают в составе расходов средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий, указанных в ст. 2 данного Закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. N2190-р в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. N 722-р, предусмотрено на 2014-2018 гг. обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 г. N 632 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014-2020 годы" (подпрограмма 2 "Развитие общего образования") предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней заработной платы по экономике республики.
Статьей 130 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудовою права.
В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Как установлено судом первой инстанции, Г. работает в должности ** с 01 сентября 2008 года.
Согласно справкам формы 2-НДФЛ Г. за 2013 год общая сумма дохода составила ** руб., за 2014 год - ** руб., за 2015 год- ** руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец работает в муниципальном образовательном учреждении Кызылского района Республики Тыва, которое в силу ст. 134 Трудового кодекса РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам проводится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Кызылского района Республики Тыва.
Более того, как правильно указано в решении, поскольку истец работает в муниципальном образовательном учреждении муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, которое в силу ст. 134 Трудового кодекса РФ должно производить индексацию лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам проводится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, согласно государственной Программе, то требования истца об индексации заработной платы необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно; судом дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 08 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 октября 2016 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.