Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Байыр-оол М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по исковому заявлению М. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 2 им. Т.Б. Куулара пгт. Каа-Хем муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании суммы индексации заработной платы по апелляционной жалобе представителя истца на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 08 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
М. обратилась в суд с иском к МБОУ средняя общеобразовательная школа N 2 им. Т.Б. Куулара пгт. Каа-Хем муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва (далее по тексту - МБОУ СОШ N 2 им. Т.Б. Куулара) о взыскании суммы индексации заработной платы по результатам роста индекса потребительских цен. В обоснование иска указала на то, что с 01 сентября 2009 года в течение последних трех лет (2013 - 2015 гг.) заработная плата истца не индексировалась. С учетом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по Республике Тыва за 2013-2015 годы общая сумма задолженности по индексации ее заработной платы за указанный период составляет N руб. На письменное обращение работодателю о выплате индексации получен отказ в связи с отсутствием финансирования. Просила взыскать с МБОУ СОШ N 2 им. Т.Б. Куулара N руб. в счет погашения задолженности по индексации заработной платы.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования и науки Республики Тыва, администрация муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 08 июня 2016 г. в удовлетворении иска М. отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель истца - Д. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указано на то, что разница между средней заработной платой педагогических работников МБОУ СОШ N 2 и средней заработной платой по Республике Тыва свидетельствует о невыполнении Государственной программы повсеместного поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных, муниципальных учреждениях на 2012-2018 г.г. Данный факт является доказательством того, что в отношении истца не соблюдаются гарантии, предусмотренные ст. 134 Трудового кодекса РФ. Индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Отсутствие нормы права, на основании которой возможно было бы начисление индексации, не является основанием для несоблюдения гарантий, предусмотренных ст. 134 Трудового кодекса РФ.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17.06.2010 г. N 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ) и в силу предписаний ст. ст. 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (ст. ст. 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 Трудового кодекса РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. N 722-р, предусмотрено на 2014-2018 гг. обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 г. N 632 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014-2020 годы" (подпрограмма 2 "Развитие общего образования") предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней заработной платы по экономике республики.
Согласно ст. 130 Трудового кодекса РФ, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудовою права.
В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
М. с 01 сентября 2009 года по настоящее время работает в должности ** в МБОУ СОШ N 2 им. Т.Б. Куулара.
Согласно справкам формы 2-НДФЛ, за 2013 год общая сумма дохода М. составила N руб., за 2014 год - N руб., за 2015 год - N руб.
Отказывая в удовлетворении иска М., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец работает в муниципальном образовательном учреждении Кызылского района Республики Тыва, которое в силу ст. 134 Трудового кодекса РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам проводится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Кызылского района Республики Тыва.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, судом дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 08 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 ноября 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.