Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Гавриленко Е.В.,
судей Воронина С.Н., Борисовой Е.Е.,
при секретаре Кузнецовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в защиту интересов Криворучко А.Н. к КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат", филиал в городе Нягани, о понуждении к совершению действия,
по апелляционным жалобам Департамента социального развития ХМАО - Югры, КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" на решение Няганского городского суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 13 августа 2015 года, которым постановлено:
"Признать решения Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Центр социальных выплат", филиал в городе Нягани от (дата) N (номер) об отказе Криворучко А.Н. в предоставлении мер социальной поддержки ветеранам труда незаконными.
Обязать Казенное учреждение "Центр социальных выплат", филиал в городе Нягани, назначить и выплатить Криворучко А.Н. ежемесячную денежную выплату, компенсацию расходов на оплату занимаемого помещения, компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг".
Заслушав и обсудив доклад судьи Воронина С.Н., объяснения представителя ответчика Демьяновских В.А., представителя заинтересованного лица Фролова А.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Никитиной Л.М., возражавшей против доводов апелляционных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры,
установила:
Прокурор Октябрьского района, действуя в защиту интересов Криворучко А.Н., обратился в суд с исковыми требованиями к КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат", филиал в городе Нягани, о понуждении к совершению действия.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Октябрьского района проведена проверка по обращению Криворучко А.Н., о нарушении прав на меры социальной поддержки ветерана труда. В ходе проверки установлено, что Криворучко А.Н. является ветераном труда, а также пенсионером за выслугу лет в органах внутренних дел. В силу ст.7 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 07.11.2006 N 115-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату занимаемого жилого помещения, компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива в жилые помещения с печным отоплением), ежемесячная денежная выплата в размере 944,0 рубля. В целях реализации права на данные виды мер социальной поддержки (дата) заявитель обратился в КУ ХМАО-Югры "Центр социальных выплат" филиал в г. Нягани (далее по тексту - Центр социальных выплат). (дата) решениями Центр социальных выплат (номер), Криворучко А.Н. в предоставлении мер социальной поддержки отказано. Считает, что данные решения ответчика являются незаконными. Указывает, что заявитель имеет право на получение мер социальной поддержки на основании абз.1 ч.2 ст.7 Закона ХМАО - Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз. В соответствии с действующим региональным законодательством достижение заявителем возраста 60 лет для получения мер социальной поддержки не требуется. Оспариваемые решения нарушают права Криворучко А.Н. на получение мер социальной поддержки ветерана труда. С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.27, ч.3 ст.35 ФЗ "О прокуратуре РФ" процессуальный истец просил суд. Истец просил признать решения Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр социальных выплат" филиал в г. Нягани от (дата) N (номер) об отказе Криворучко А.Н. в предоставлении мер социальной поддержки ветеранам труда незаконными, и обязать Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр социальных выплат" филиал в г. Нягани назначить и выплатить Криворучко А.Н. ежемесячную денежную выплату, компенсацию расходов на оплату занимаемого помещения, компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие сторон, с учетом положений ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала, дав пояснения по существу.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития ХМАО - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указал, что Криворучко А.Н. не является получателем трудовой пенсии в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", получаемая им пенсия назначена на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы и их семей. Учитывая, что Криворучко А.Н. не достиг возраста 60 лет, права на получение мер социальной поддержки ветерана труда у него не имеется. Кроме того, решение принято в отношении КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" филиал в г.Нягани, что является процессуальным нарушением, так как филиал не является юридическим лицом, следовательно, не обладает процессуальной правоспособностью тем самым является ненадлежащим ответчиком. Также считает, что Департамент социального развития ХМАО - Югры был необоснованно не привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
В апелляционной жалобе КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указал, что Криворучко А.Н. не имеет право на меры социальной поддержки ветеранов труда, поскольку не достиг возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с чем, права на получение мер социальной поддержки ветеран труда у него не имеется. Также указывает, что решение принято в отношении КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" филиал в г.Нягани, что является процессуальным правонарушением, так как филиал не является юридическим лицом, следовательно, не обладает процессуальной правоспособностью тем самым является ненадлежащим ответчиком.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Октябрьского района и Криворучко А.Н. просят оставить решение Няганского городского суда ХМАО - Югры от 13 августа 2015 года без изменения.
Истец в судебное заседание Суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Руководствуясь требованиями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть материалы гражданского дела без участия лиц, не явившихся в суд.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит основания для отмены решения суда первой инстанции.
Так, в силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции о ...
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Криворучко А.Н. является ветераном труда с (дата), и пенсионером МВД, с назначением (2007г.) пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в ОВД и их семей".
В (дата) Криворучко А.Н. основываясь на нормах ст.7 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 07.11.2006 N 115-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", обратился в адрес ответчика с письменным заявлением на предоставление мер социальной поддержки, однако, получил отказ, так как он не является получателем трудовой пенсии в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, дав оценку доводам сторон, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что ограничения, имеющиеся в пп.2 п.2 ст.7 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 07.11.2006 N 115-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", которым предусмотрено условие для получения социальных льгот в виде достижения ветераном - мужчиной возраста 60 лет, противоречат Федеральному закону "О ветеранах". Требования истца являются законными, а отказ ответчика, в предоставлении мер социальной поддержки, незаконным.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, так как последние основаны на неверном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, что в силу ст.330 ГПК РФ является основанием к отмене рушения суда.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу п.2 ст.10, ст.22 Федерального закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре таким законом является Закон ХМАО - Югры от 07.11.2006г. N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Нормами ст.7 Закон N115-оз предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные настоящей статьей, предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Абзацем вторым части 2 ст.7 Закона N115-оз определено, что ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено абзацем первым настоящего пункта, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
Таким образом, правоотношения, регулирующие предоставление мер социальной поддержки лицам, пенсия которым назначена по иным основаниям, не в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О государственном обеспечении в российской Федерации", предусмотрены абзацем вторым ч. 2 ст. 7 закона ХМАО-Югры, предусматривающим условие для получения социальных льгот в виде достижения ветераном - мужчиной возраста 60 лет.
Учитывая, что условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, определяются Законом от 12 декабря 1993г. N4468-1, то выводы суда первой инстанции об отнесении истца к категории ветеранов труда, предусмотренной абз.1 п.2 ст. 7 закона ХМАО - Югры 115-оз от 07.11.2006 г., являются ошибочными.
При наличии указанного, требования прокурора о понуждении ответчика к совершению действия по назначению и выплате истцу ежемесячной денежной компенсации, нельзя признать законными и обоснованными.
Положениями норм ст.328 ГПК РФ установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения.
Следует отметить, что в доводах рассматриваемых апелляционных жалоб указывается, что Департамент социального развития ХМАО - Югры был необоснованно не привлечен судом к участию в деле в качестве третьего лица, а судебное решение принято в отношении филиала КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат".
С указанными доводами Судебная коллегия согласиться не может, так как из обстоятельств спорного правоотношения следует, что апелляционная жалоба подана лицом - Департамент социального развития ХМАО - Югры, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного постановления, поскольку обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о его правах и обязанностях.
В соответствии с требованиями норм ст.43 ГПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Представленные в суд документы, в том числе Устав казенного учреждения ХМАО-Югры "Центр социальных выплат", Положение о казенном учреждении ХМАО-Югры "Центр социальных выплат" филиал в городе Нягани, свидетельствуют, что в соответствии с требованиями ч.2 ст.29, ст.45 ГПК РФ, исковое заявление было подано и рассмотрено Няганским городским судом ХМАО-Югры с привлечением в качестве ответчика именно - Казенного учреждения (адрес) Югры "Центр социальных выплат".
При этом, разделом 2 Положение о казенном учреждении ХМАО-Югры "Центр социальных выплат" филиал в городе Нягани предусмотрено, что последний представляет интересы Учреждения на территории муниципального образования, защищает интересы Учреждения, осуществляет иные цели и функции от имени Учреждения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит правовых оснований для перехода к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции (п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ), так как настоящее гражданское дело не рассматривалось судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Няганского городского суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 13 августа 2015 года по настоящему делу отменить, принять новое решение.
Исковые требования прокурора Октябрьского района ХМАО-Югры, действующего в интересах Криворучко А.Н., к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Центр социальных выплат" о понуждении к совершению действия, оставить без удовлетворения.
Председательствующий Гавриленко Е.В.
Судьи: Воронин С.Н.
Борисова Е.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.