Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Идрисовой А.В., Нигматуллиной Р.Р.,
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 03 августа 2016 года по иску прокурора города Салават Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению " ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оборудовать системы видеонаблюдения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., пояснения прокурора Сафина А.Р., полагавшего доводы апелляционной жалобы не обоснованными, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Салават Республики Башкортостан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан и МАДОУ " ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оборудовать системы видеонаблюдения.
В обоснование требования указано, что прокуратурой г.Салават с 10 февраля 2016 года по 17 февраля 2016 года проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МАДОУ " ... ", расположенного по адресу: адрес, в ходе которой установлено, что руководством учреждения, Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан не осуществляются мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно: в здании учреждения отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Данное нарушение способствует созданию условий для наступления негативных последствий в учреждении, несвоевременное принятия мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
Прокурор просил признать бездействие МАДОУ " ... " городского округа г.Салават и Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан незаконным, обязать МАДОУ " ... " городского округа г.Салават и Администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан оборудовать в здании МАДОУ " ... ", расположенном по адресу: адрес, систему видеонаблюдения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 03 августа 2016 года постановлено:
"исковые требования прокурора г. Салавата, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению " адрес" городского округа г. Салават о признании бездействия незаконным, об обязании устранения нарушения требований законодательства о противодействии терроризму - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения " ... " и Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по установке систем видеонаблюдения в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении " ... " городского округа г. Салават.
Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение " ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан и Администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан принять меры по оборудованию в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении " ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан, по адресу адрес" систему видеонаблюдения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу".
В апелляционной жалобе Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что в МАДОУ " ... " приняты достаточные меры для пожарной и антитеррористической безопасности детей, а именно: организована охрана образовательной организации, составляются графики дежурств, проводится обучение учащихся правилам безопасности жизнедеятельности.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании пункта 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В приложении "В" к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.п. 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно пункту 23 "Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В соответствии с пунктом 30 вышеуказанных "Требований" система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении направлено на обеспечение приоритета безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в МАДОУ " ... " городского округа г.Салават установлено, что в данном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, что подтверждается актом от 17 февраля 2016 года
Согласно Уставу, Учреждение является некоммерческой организацией, находящейся в ведении городского округа г.Салават. Функции учредителя выполняет глава администрации городского округа г.Салават. Согласно пункту 1.9. Устава МАДОУ " ... " городского округа г.Салават функции и полномочия учредителя образовательной организации от имени городского округа г.Салават Республики Башкортостан осуществляет Управление образования Администрации ГО г.Салават Республики Башкортостан.
Учреждение входит в перечень мест массового пребывания людей, расположенных на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденный 27 июля 2015 года главой администрации городского округа г. Салават.
Таким образом, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, пришел к правильному выводу о возложении обязанности по оборудованию системой видеонаблюдения, как на МАДОУ " ... ", так и на Администрацию городского округа г.Салават, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, обеспечивающий его финансирование, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
Судом также правильно удовлетворены требования прокурора о признании бездействий ответчиков незаконными, так как с даты вступления в законную силу Федерального закона N 35-Ф3 от 06 марта 2006 года, издания приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" никаких мер в сфере антитеррористической деятельности не принималось.
Суд обоснованно указал на то, что недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования для устранения выявленных нарушений, не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.
Из системного толкования положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, вследствие чего оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 03 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Ф. Сафин
судьи: А.В. Идрисова
Р.Р. Нигматуллина
справка: судья Серов Я.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.