Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
Нигматуллиной Р.Р.,
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан к Сибайскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным - отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация городского округа город Сибай Республики Башкортостан обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сибайскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным. Административные исковые требования мотивируют тем, что "дата" постановлением заместителя начальника отдела заместителя старшего судебного пристава Сибайского городского отдела судебных приставов УФССП России по РБ Перфиловой Е.В. возбуждено исполнительное производство "N" на основании исполнительного листа "N" от "дата" в отношении Администрации ГО г. Сибай РБ, которым должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа о предоставлении М.З.Р. благоустроенное жилое помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключить с взыскателем договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В ходе исполнения требований исполнительного листа "N" от "дата" по исполнительному производству "N" заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Сибайского городского отдела судебных приставов УФССП России по РБ Перфиловой Е.В. постановлением от "дата" в отношении Администрации ГО г. Сибай РБ был установлен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (постановление было получено Администрацией ГО г. Сибай РБ 01 августа 2016 года).
Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от "дата" суд обязал Администрацию ГО г. Сибай РБ предоставить М.З.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Сибай РБ от 17 апреля 2012 "Об установлении нормы предоставления жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе г. Сибай РБ", не менее 18 квадратных метров.
В установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан не может быть исполнено в связи с тем, что исполнение решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере.
Законом Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 года N 289-З "О бюджете Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" в 2016 году на осуществление Администрацией ГО г. Сибай РБ государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено 15 036 970 рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 3 212 970 рублей и средств республиканского бюджета - 11 824 000 рублей.
25 марта 2016 года между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и Администрацией городского округа город Сибай Республики Башкортостан заключено соглашение N 43 о предоставлении субвенции из федерального бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Сибай Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно которого Госкомитет в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляет в 2016 году субвенцию в размере 15 036 970 рублей, что обеспечит жилыми помещениями только 14 граждан указанной категории.
По состоянию на 01 августа 2016 года в отношении Администрации ГО г. Сибай РБ заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Сибайского городского отдела судебных приставов УФССП России по РБ Перфиловой Е.В. вынесено 24 постановления о возбуждении исполнительного производства на основании решений Сибайского городского суда Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Субвенций предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан на осуществление Администрацией ГО г. Сибай РБ государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей в 2016 году Законом Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 N 289-З недостаточно для исполнения вступивших в законную силу решений Сибайского городского суда Республики Башкортостан.
"дата" Администрацией ГО г. Сибай РБ направлялось письмо в Правительство Республики Башкортостан о том, что субвенций, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан и Российской Федерации бюджету городского округа город Сибай Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа недостаточно для исполнения решений судов вступивших в законную силу, с просьбой о рассмотрении возможности дополнительного выделения субвенций для указанных целей. В настоящее время дополнительные субвенции Администрации ГО г. Сибай РБ не предоставлены.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа город Сибай Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Пигина Д.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Этим требованиям обжалуемое решение не отвечает, его нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия и бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, на основании решения Сибайского городского суда РБ от "дата" Администрация ГО г. Сибай РБ обязана предоставить М.З.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Сибай РБ от 17 апреля 2012 "Об установлении нормы предоставления жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе г. Сибай РБ", не менее 18 квадратных метров.
"дата" судебным приставом-исполнителем Сибайского ГО СП УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство "N". Администрацией ГО г. Сибай РБ, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копи настоящего постановления.
"дата" заместителем начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Сибайского ГО СП УФССП по РБ Перфиловой Е.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Принимая решение об отказе Администрации ГО г. Сибай РБ в удовлетворении требования об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, суд первой инстанции со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, исходил из отсутствия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения о предоставлении М.З.Р. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и заключения договора найма специализированого жилого помещения в определенный судебным приставом пятидневный срок для добровольного исполнения.
Вместе с тем, анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволял суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Указанная специфика состоит в том, что Администрация ГО г. Сибай РБ была обязана предоставить М.З.Р. благоустроенное жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей.
При этом в силу статей 1, 2, 8 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обязанность по исполнению государственных полномочий по социальной поддержке, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан; финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предоставляются органам местного самоуправления в виде субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере. К моменту истечения пятидневного срока денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения, из республиканского бюджета перечислены не были. Соответственно, реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Кроме того, судом не была учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Помимо вышеизложенного судом не учтено и то обстоятельство, что Администрация ГО г. Сибай РБ является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта Российской Федерации. Сам по себе процесс приобретения квартиры в муниципальную собственность для предоставления М.З.Р. жилого помещения не может находиться вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительского сбора. С учетом того, что административным истцом предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, не предоставление жилого помещения Администрацией ГО г. Сибай РБ в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п.7).
Как разъяснено в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что Администрацией ГО г. Сибай РБ было направлено письмо (исх. N 060-АК/025 от 21 марта 2016 года) в Правительство Республики Башкортостан о том, что субвенций, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан и Российской Федерации бюджету городского округа город Сибай Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа недостаточно для исполнения решений судов вступивших в законную силу, с просьбой о рассмотрении возможности дополнительного выделения субвенций для указанных целей.
Поскольку по рассматриваемому делу необходимо учитывать и объем работ, фактически подлежащих исполнению, и объем работ, которые Администрация ГО г. Сибай РБ обязана исполнять и помимо судебного решения, в том числе и по проведению закупок (аукционов) по приобретению жилья и оформлению, а также учитывая, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, Судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от "дата" отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Сибайского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Перфиловой Е.В. от "дата" о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству "N".
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Т.М. Киньягулова
Р.Р. Нигматуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.