Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Утенко Р.В.
судей
Венедиктовой Е.А.
Литвиновой И.А.
с участием прокурора
при секретаре
Рыбаловой О.А.
Нигматьяновой Н.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 ноября 2016 года апелляционную жалобу администрации Калининского района г. Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2016 года по гражданскому делу N2-207/2016 по иску прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Калининского района г. Санкт-Петербурга об обязании ликвидировать несанкционированную свалку.
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., пояснения представителя администрации Калининского района г. Санкт-Петербурга Кругликовой О.Ю., представителя СПб ГУП "Горэлектротранс" Берзенина Б.А., заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Калининского района г. Санкт-Петербурга, в котором просил обязать ответчика в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Руставели, напротив дома N42А.
Истец указал, что на территории общего пользования на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Руставели, напротив дома N42А (территория трамвайного кольца, нечетная сторона по улице Руставели), выявлены факты несанкционированного размещения строительных и бытовых отходов в виде: отвалов грунта с боем кирпича и бетона, высотой 1,5 до 2 метров, бетонных шпал. В адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Калининского района Санкт-Петербурга на 2015 год указанная территория не включена. Истец указал также, что ответчиком не реализованы полномочия в части ликвидации несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке, что может привести к негативным последствиям для состояния окружающей среды, здоровья населения.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2016 года требования прокурора удовлетворены.
На Администрацию Калининского района г. Санкт-Петербурга возложена обязанность в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу включить в адресную программу по ликвидации свалок на территории Калининского района Санкт-Петербурга на 2016 год устранение свалки по адресу: Санкт-Петербург, ул. Руставели, напротив дома 42А (территория трамвайного кольца, нечетная сторона по ул. Руставели), а также обязанность в течение 90 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения ликвидировать несанкционированную свалку отходов по адресу: Санкт-Петербург, ул. Руставели, напротив дома 42А (территория трамвайного кольца, нечетная сторона по ул. Руставели).
Представитель администрации Калининского района г. Санкт-Петербурга Светник Т.И. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Пискаревка Козлов С.В. и старший помощник прокурора Калининского района Санкт-Петербурга Алексеев Д.Д. просят оставить решение суда без изменений.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, заслушав мнение участников судебного заседания, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно Положению об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Калининского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Калининского района Санкт-Петербурга на земельном участке по адресу: ул. Руставели, напротив дома N42 А (территория трамвайного кольца, нечетная сторона по ул. Руставели), в ходе которой установлено наличие несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов не менее 300 кв.м на указанном земельном участке.
Из представленной в материалы дела адресной программы ликвидации несанкционированных свалок на территории Калининского района Санкт-Петербурга на 2016 год следует, что вышеуказанная территория в адресную программу не включена.
По сообщению СПб ГУЛ "Горэлектротранс" - служба пути в 2012-2013 года работы по указанному адресу силами ОСП "Служба пути" СПб ГУП "Горэлектротранс" не выполнялись. В 2014 году проводились работы по замене спецчастей на кольце. Материалы от демонтажа были вывезены в цех путевых конструкций для ремонта и повторного использования.
Согласно сведений Информационно-аналитического управления Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, границы земельного участка, на котором расположена территория трамвайного кольца (напротив дома 42 лит. А по ул. Руставели), не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Право государственной собственности на испрашиваемую территорию не разграничено, договорные отношения с Комитетом отсутствуют. Все земельные участки, находящиеся в границах субъекта РФ - Санкт-Петербург, относятся к категории земель населенных пунктов.
Ответчиком не оспаривалось наличие несанкционированной свалки по указанному адресу.
Возражая против заявленных требований, представитель администрации указывала, что прокурор указал, что к компетенции органов местного самоуправления не относится ликвидация несанкционированных свалок строительных отходов. Однако данная редакция Федерального закона, на котором основывает свои требования истец, вступила в силу с 01.01.2016, а ранее законом было предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относилась организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2014 N665-119 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утвержден перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения. Выделение денежных средств администрациям районов Санкт-Петербурга, в том числе Калининского района, не предусмотрено. Аналогичная позиция указана и в Законе Санкт-Петербурга "О бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции установилналичие свалки, которая не включена в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории Калининского района Санкт-Петербурга, работы по устранению которой надлежит совершить ответчику в силу норм действующего законодательства, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик повторно излагает доводы о том, что обязанность ликвидации несанкционированных свалок отходов возложена в силу Федерального закона от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на органы местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда.
Согласно подпункту 9 пункта 2 этой же статьи к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия полагает вышеуказанный довод жалобы ответчика несостоятельным, поскольку согласно Положению об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).
Положениями подп. 13 п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" установлено, что к вопросам местного значения муниципальных образований относится в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда, т.е. органы местного самоуправления не возлагаются обязанности по проведению работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
С учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов (строительные отходы (грунт, строительный мусор), твердые бытовые отходы, промышленные отходы), судебная коллегия полагает, что именно на администрацию Калининского района Санкт-Петербурга возложена обязанность по организации работ по ликвидации свалки, так как категория вышеуказанных отходов не является бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления, а также не являются промышленными отходами, относящимися к 1, 2, 3 классам опасности, сбор, вывоз, переработка и утилизация которых организуется Комитетом по природопользованию.
Ссылки апеллянта на наличие полномочий по уборке дорог и иных территорий улично-дорожной сети Санкт-Петербурга у специализированных дорожных предприятий и иных организаций, не являются основаниями к отмене решения суда, поскольку обязанность по ликвидации несанкционированная свалка твердых бытовых отходов не расположена непосредственно на территории автомобильных дорог и иных территориях, обязанность по уборке которых в силу Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 возложена на специализированные организации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу спора, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Калининского района г.Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.